Особенности обучения езде на автобусе, троллейбусе, трамвае Вождение автобуса

Категория прав для вождения троллейбуса/трамвая

  • Категория прав для вождения троллейбуса/трамвая
  • Права категорий TM и TB, что означают
  • Как получить права категорий TM/TB
  • Что нужно делать, чтобы стать водителем троллейбуса
  • Обучение водителя троллейбуса
  • Что нужно делать, чтобы стать водителем трамвая
  • Обучение водителя трамвая

С троллейбусом и трамваем ежедневно сталкивается большинство россиян. Они отличаются разветвлённой транспортной системой, а также являются настоящим символом экологичного мегаполиса. Однако мало кто задумывался о том, как и где можно получить разрешение на управление пассажирским электротранспортом. В статье подробно рассмотрено, как стать водителем трамвая или троллейбуса, а также описана процедура получения соответствующего водительского удостоверения.

Права категорий TM и TB, что означают

Уже не один год на территории России действует новый образец водительского удостоверения. Документ приведён в соответствие с международными стандартами, что дало возможность строго отрегулировать его действие в зависимости от существующих разновидностей транспортных средств. Ранее права носили общий характер, поэтому законодательство делило транспортные средства только на легковые, грузовые и грузопассажирские (автобус).

Одним из последствий такого нововведения стало появление в водительском удостоверении таких категорий как ТМ и ТВ. К ним относят пассажирские электромеханические средства передвижения, направленные для применения в системе общественного транспорта. В правах старого образца они не выделялись, однако водителям общественного транспорта в документе ставили специальную уточняющую пометку.

Права группы ТМ выдают водителю колейного электрического средства передвижения, направленного для передвижения в системе централизованного общественного транспорта. Это всевозможные разновидности так называемого трамвая, движущегося по заданному маршруту. Категория ТВ даёт возможность управлять безрельсовым механическим транспортом на электротяге (троллейбус). Используются они преимущественно для транспортировки пассажиров внутри города, но иногда их применяют и в системе междугороднего транспорта (если расстояние между отдельными населёнными пунктами не превышает нескольких десятков километров).

Как получить права категорий TM/TB

Процедура получения права управлять трамваем или троллейбусом несколько отличается от обучения вождению бензиновым автомобилем. Стать водителем электромеханического транспортного средства можно исключительно на базе специальных учреждений и предприятий, работающим в системе общественного транспорта. Зачастую ими являются всевозможные государственные организации местного упорядочения.

Непосредственно обучение проводится на базе учебных комбинатов либо специализированных отделов, работающих на базе транспортных предприятий. Принимают они учащихся исключительно по направлению от такого учреждения, получать которое могут исключительно его сотрудники. Поэтому, чтобы стать водителем троллейбуса или трамвая необходимо устроиться на работу в транспортное предприятие.

Обучение проводится исключительно стационарно, в течение 6 месяцев. На протяжении этого периода транспортное предприятие платит учащемуся стипендию, равную минимальной зарплате либо среднему заработку водителя за месяц. За это время ученик должен овладеть базовыми знаниями Правил дорожного движения, технической составляющей средств передвижения на электротяге, а также практическими навыками.

Работа в этой сфере подразумевает ежедневный стресс, а также сильную эмоциональную нагрузку, поэтому от водителя обязательно требуется:

  • стрессоустойчивость;
  • высокая концентрация;
  • способность мгновенно переключать внимание;
  • решительность;
  • аналитические способности.

Наиболее важным для водителя троллейбуса и трамвая является психическая устойчивость, поэтому обязательным пунктом приёма на работу является осмотр у психолога. Только после положительного заключения этого специалиста человек может быть допущен в сферу общественного транспорта, поэтому нередко его заключение является решающим фактором при принятии на работу.

Что нужно делать, чтобы стать водителем троллейбуса

Как упоминалось выше, чтобы стать водителем троллейбуса необходимо стать сотрудниками спец. предприятия (троллейбусное депо и т. д.). Если в вашем городе данного вида инфраструктуры нет, для обучения потребуется сменить место жительства. Перед принятием на работу ученика обязательно направляют на медицинскую комиссию, только после этого руководитель предприятия может принять положительное решение в пользу кандидата.

Обучение водителя троллейбуса

Весь процесс изучения особенностей вождения троллейбуса разделён на несколько блоков. Учащемуся предстоит овладеть теоретической и практической частью, сдать соответствующие экзамены и получить удостоверение типа ТВ, после чего отработать полученные навыки (до 45 рабочих смен). Только после этого компания вправе разрешать управление троллейбусом на маршруте самостоятельно.

Теоретическая часть подготовки подразумевает изучение:

  • особенностей работы с устройствами высокого напряжения;
  • принципов эксплуатации троллейбусов;
  • функционирование базовых узлов электротранспортного средства;
  • способов обеспечения безопасного рабочего труда.

Практическая составляющая подразумевает приобретение навыков управления крупногабаритным электромеханическим средством передвижения в условиях инфраструктуры конкретного населённого пункта. При этом ученик овладевает умением плавно выполнять:

Что нужно делать, чтобы стать водителем трамвая

Принцип получения водительского удостоверения типа ТМ аналогичен описанному выше. Прежде всего, потребуется стать штатным сотрудником соответствующего транспортного учреждения, которое является владельцем или арендатором трамвайной инфраструктуры. После обязательной медицинской комиссии и заключения психолога, будущий водитель отправляется в специализированный учебный комбинат.

Обучение водителя трамвая

Обучение водителя трамвая проходит по стандартной процедуре. Сначала ученику необходимо освоить теоретическую и практическую часть управления электротехническим транспортом, а затем сдать соответствующие экзамены в ГИБДД.

Основы теории включают в себя знания:

  • особенностей работы с устройствами высокого напряжения;
  • принципов безопасной эксплуатации трамваев;
  • функциональные особенности базовых технических узлов;
  • основ обеспечения безопасности на рабочем месте.

В ходе приобретения нужного набора практических навыков для получения прав с подкатегорией ТМ ученик овладевает методикой:

  • пересечений троллейбусных и трамвайных маршрутных путей;
  • безопасной остановки, разгона и поворота;
  • переезда через железнодорожные пути;
  • выезда и заезда в депо.

После этого по результатам итоговой аттестации учащемуся дают соответствующий документ, однако управлять самостоятельно трамваем на маршруте можно только после наработки практических навыков под присмотром опытного инструктора. При этом ученику потребуется отработать не менее 205 рабочих часов, только лишь после этого он становится полноценным водителем.

Категории ТМ и ТВ дают возможность управлять электротехническими средствами передвижения, предназначенными для маршрутной перевозки пассажиров. Стать водителем трамвая и троллейбуса не просто, для этого потребуется, прежде всего, стать сотрудником соответствующего предприятия, на балансе которого находится вся необходимая инфраструктура и база. Только после этого можно получить направление для обучения в специализированном учебном комбинате.

Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.

Slerana › Блог › Как я работала водителем троллейбуса

Всем привет! Всю жизнь я проработала с лошадьми. Конюхом, берейтером, инструктором. Побывала почти на всех конюшнях нашей области. Ну и настало время, когда я дошла до последней, самой крутой конюшни. Но не поладили с руководством, начальник спала и видела, что бы на моем месте все таки был мужик) В результате я психанула и отправилась на поиски новой работы. В магазин идти не хотелось, и тут мне на глаза попалось объявление в троллейбусе, что требуются водители, обучают, дают стипендию. Ну чем черт не шутит, подумала я, и отправилась в депо.
Машины мне всегда нравились, троллейбусы тоже ( но не до фанатизма, как некоторые). Тем более пару лет до этого я уже ходила устраиваться водителем, но тогда набора не было, предлагали только кондуктором или на трамвайку. Трамвайки тоже ничего, но меня пугало ручное переключение стрелок, да и руль отсутствовал))) Думала, вот в дождь выходить по 10 раз на дню, пойду ка я лучше на троллейбус, там посуше будет ( как же я тогда ошибалась)))
Приехав к депо, отдел кадров нашелся не сразу, к слову, на территорию депо я прошла вообще без всяких препятствий. Была готова, что сразу развернут, ибо категория B была открыта, но стажа работы не было. Оказывается, права тут совсем не причем, можно даже без них, тем более без опыта работы. Странно, причем на автобус и опыт работы требуется, и соответственно что бы были категории.
Группа была уже набрана, учились уже где то неделю, но меня с радостью приняли, отправили проходить мед справку и запихнули на учебу в класс.
Обучение на водителя троллейбуса длится около полугода: пару месяцев теория ( ПДД, устройство троллейбуса, ПТЭ), затем экзамен, учебная езда по городу, экзамен в гаи на права, стажировка с пассажирами и усе, ты полноценный водитель)
Сначала в группе было около 14 человек, но потихоньку часть забила, часть ушла в слесаря. ПДД проходило скучно, на электрике и механике начиналось веселье. Дело в том, что у нас был один кадр в группе, который в силу своего возраста ( а может и мозгов) не всегда понимал что можно говорить учителям, что нельзя, да и в общем он строение так и не выучил. Рогатули, которые ставят на провода по научному называются токоприемники штангового типа ( или просто штанги), наш кадр обозвал тупо палками. Я бы не удивилась, если бы учитель ему вмазал, ибо на лице все читалось. Но он сдержался к сожалению, кадр нервы потом потрепал многим. Учебник, по которому учились был достаточно сложным и не понятным, и в наличии только у учителей, поэтому я решила купить себе свой ( к экзаменам подготовится, да и начала втягиваться во все это). К счастью нашла учебник поновее, и по интереснее, по легче.
Экзамен дался мне легко, механик попробовал чутка вальнуть, типа выбери деталь со стола, о чем рассказываешь. И мне повезло, я ее нашла. Хотя в живую в глаза не видела, только в книге. Кадр тупо достал шпору по билету, и по ней прочитал 😀
И так, настал самый волнительный момент — вождение) Первые две недели — в ночь с 22 00 до 5 00 утра. Сказать, что у меня тряслось все что может трястись, ничего не сказать. Посадили меня первой, пришлось ехать круг по депо, на первой же стрелке у меня все попадало с проводов)) Люфт у руля огроменный, влево гур вообще не качал. Педали у троллейбуса 2 — пусковая и тормозная. В российских и беларусских троллейбусах они находятся по обе стороны от рулевой колонки, в европейских как на автобусе под правой ногой. У тормозной педали 3 позиции — первый электрический тормоз, второй, и воздушные. Когда выехали в город, ощущение было, что все это во сне, в глазах какая то пелена, проводов не видно, стрелок не видно, жопа тралечки гуляла вправо влево)

О проходе стрелок. Думаю у многих возникнет вопрос, а как оно то туда едет, то сюда. Стрелка проходится посредством нажатия на пусковую педаль или не нажатия) Если в момент прохода стрелки держать пусковую — штанги поедут налево. Если просто катится — то направо. Если троллейбус новый тиристорный — то еще надо вдобавок к этому нажимать соответствующие кнопки на панели.

Первый день всем было интересно, кучкой стояли у кабины, потом остальные дни тупо дрыхли) Был один интересный момент — есть в городе место, где после стрелки можно проехать к конечной двумя разными путями, но один чуть подлиннее. И так получилось, что догнали мы другую учебную машину как раз на этой стрелке. И за рулем сидел кадр. Ездил он так же как и учился на теории — никак. И мне инструктор говорит — если он щас приедет первый на конечную, я вас поменяю))) Мы топили так, что у нас отказала пусковая педаль. Спидометр не рабочий, но километров 80 мы шли. Благо была прямая, зеленые светофоры и ночь)) Естественно мы приехали первые, развернулись, поехали им навстречу и пересеклись с ними на половине пути)) Но потом во мне что-то сломалось, и я стала ездить как пенсионер, хз почему.
Есть в пассажирских перевозках такое дело, как выпуск. Тоесть парк должен обеспечить то количество транспорта с утра, сколько заказал город. Выпуск у нас был до 8 утра, дальше можно было не работать, если тебя поставили только на него. В первый же день “в день” наши учебные машины отправили на выпуск. Тоесть мы откатали всего 2 недели по городу и на тебе — вези людей. По правилам так делать нельзя, но кто соблюдает правила?))) Кондуктора нам тоже не дали, поэтому мне выдали фарфоровую мисочку для салата и билетики 😀 Я ходила, будто милостыню собирала, народ естественно подтрунивал) Катались в день мы достаточно долго, знакомились с водителями, учились вести себя в потоке, подъезжать к остановкам ( чем бесили бабок, ибо двери то мы не открывали).
Экзамен по вождению прошел без напряга, все сдали. А вот с гаи уже были проблемы) Не все сдали с первого раза, некоторые так и забили после нескольких попыток. Права не отдельные, просто ставится категория Tb . Можете у себя на правах посмотреть на обороте)
На стажировку я попала к второму инструктору, проездили мы с ним 2 недели. Потом нас поменяли с водителем, которому достался кадр) Так как дублирующей тормозной педали на обычных траликах ессено нету, водитель сказал, что ему такой клоун не нужен)) Меня тоже не сразу хотел брать. Но потом не пожалел.
Стажировались мы на Лиаз 5280. Машина прикольная, по сравнению с Зиу 9 казалась иномаркой) Собственно на эту машину я после стажировки и закрепилась .

Читайте также:  Стробоскоп для установки зажигания как подключить своими руками

К сожалению, после того, как мы отучились, сменилось руководство в депо и все полетело в тар тарары. Ввели вход в переднюю дверь без турникетов, стали массово увольнять кондукторов, обилечивание повесили на водителей. В первый день ввода передней двери был копец. Разбили двери в автобусе, в троллейбусе, трамвайщице разбили лицо. Потом и нашего водителя после смены тоже избили. Работать было просто страшно, открывать все двери на посадку — были большие штрафы. Очень больно было смотреть, как пассажиры уходили на маршрутки. Маршрутки кстати бич нашего города. Троллейбусов ездит на данный момент 40 штук, маршруткок выпуск около 1300 в день. В результате оптимизации, был уменьшен выпуск троллейбусов, ушел пассажиропоток, ушли хорошие водители. Да и что грешить, я и сама сегодня рассчиталась, ибо спасать каждый день мир уже надоело. Да и здоровье подорвалось.
Так как ушли старые водители, освободились одни из топовых троллейбусов, и молодежь радостно впихивали на них чуть ли не насильно. Троллейбусы беларусского происхождения АКСМ 42003. После российских небо и земля, все равно что после жигулей сесть на иномарку. Кондиционеры, низкий пол, резвость, настраиваемость сидения, рулевой колонки, бортовой компьютер и многое другое. Но мы же живем в России, поэтому кондиционеры заправлялись только за счет водителей, кто этого хотел, многое не чинилось, что должно было по умолчанию работать. Ну и двери. Двери были выездного типа как в метро, а так как передний мост находился под кабиной — откроешь дверь в вывернутое колесо — прощай дверь)))) Но я давно хотела на этот троллейбус, поэтому с радостью закрепилась на него)

Ну подведу итог) Работа сама по себе прикольная. Если работать с кондуктором это вообще сказка. Коллектив у нас был неплохой. Из минусов — постоянно горят угольные вставки в иней, в дождь их менять чаще ( и под дождем как правило), постоянно все ходят грязные, ну и нервы летят ни к черту. Почему я ушла — надоела борьба за пассажиров, нереальные планы по выручке, от которых очень сильно зависит зп, ни одного конкурса водительского мастерства за 2,5 года. Перегорела. Ну и обидно, что мы считаемся чуть ли не третьесортным видом транспорта для бабушек.

Особенности обучения езде на автобусе, троллейбусе, трамвае Вождение автобуса

Получить бесплатно профессию водителя трамвая или троллейбуса при желании может любой, кто отважится перебраться на работу в Санкт-Петербург. Главное — чтобы вам уже исполнился 21 год и было здоровье.

О работодателе:

СПб ГУП «Горэлектротранс» — монополист в сфере перевозок городским наземным электротранспортом. Его трамваи и троллейбусы ежедневно перевозят около миллиона пассажиров, а на самом предприятии работают 11 тысяч человек.

Несмотря на такой большой штат, организация постоянно привлекает на работу новых сотрудников. Желающих работать водителями трамваев или троллейбусов ищут по всей стране, в том числе предлагают обучение и работу амурчанам. Чтобы получить новую профессию, необязательно иметь водительские права. Главное — знать несколько важных моментов. Перед тем как начать действовать, позвоните в управление по персоналу и сообщите о своих намерениях.

Шаг первый: проверьте здоровье

Ограничений по полу для устройства на такую работу нет. Почти половина водителей трамваев и троллейбусов в Питере — женщины. А вот по возрасту и здоровью — есть. Согласно Федеральному закону РФ «О безопасности дорожного движения» принять на такую работу могут только тех, кому исполнился 21 год. Возраст не помеха? Тогда можно действовать. В первую очередь возьмите справки, что вы не состоите на учете в психоневрологическом и наркологическом диспансерах. Также важно успешно пройти медосмотр, его организует само предприятие, уже в Санкт-Петербурге. Но все равно перед поездкой убедитесь, все ли у вас в порядке с давлением, вестибулярным аппаратом, хорошие ли у вас зрение и слух.

Шаг второй: теория

После того как получили медицинские справки о том, что годны для работы, вы заключаете с предприятием ученический договор, в котором прописаны условия обучения и дальнейшей работы. Сначала необходимо получить теоретические знания в течение двух — двух с половиной месяцев в учебно-курсовом комбинате. В теоретический курс обучения входят лекции и занятия по ПДД, электрическому, механическому и пневматическому оборудованию, также учащиеся изучают основы медицины, законодательства и, конечно, главный предмет курса — технику управления. Кроме чистой теории, также проходит обучение на тренажерах. Они позволяют будущим водителям получить азы управления транспортом.

— Один из макетов представляет собой схему городского дорожного движения, — рассказывает директор учебно-курсового комбината Дмитрий Петров. — Он имеет размеры 2,5 на 5 метров. В него включены и трамвайно-троллейбусные «пересечки», и железнодорожные переезды, и остановки, депо и т. д. Также у нас есть тренажеры, имитирующие кабины трамвая или троллейбуса. Перед тем как выйти на практику, учащиеся сдают пять экзаменов (включая экзамен в ГИБДД) и уже в целом понимают, КАК необходимо вести себя на дороге и КАК управлять транспортом.

Кстати, во время обучения выплачивается стипендия — от 7400 до 9800 рублей. Размер стипендии зависит от успеваемости. Также предоставляются койко-место в общежитии и бесплатное питание.

Шаг третий: практика

В троллейбусном или трамвайном парке под чутким руководством наставников вы сначала проходите учебную практику.

— Она длится 18 — 26 дней. После прохождения учебной практики сдается экзамен по вождению (практический), а затем — экзамен по технике управления (теоретический), — объясняет мастер производственного обучения по трамваю Михаил Окулов. — Экзамен по вождению доверен специалистам учебно-курсового комбината, которые в полной мере могут оценить все навыки и умения, полученные учеником в процессе теоретической и практической подготовки. Например, что такое «контактная сеть», «путевое хозяйство», «скоростные режимы», «дистанции» и т. д. А в ГИБДД сдаётся только теоретический экзамен.

Шаг четвертый: экзамен в ГИБДД

Вы уже освоили теоретический курс, прошли учебную практику, теперь сдаете экзамен в ГИБДД и получаете права. Не сдали с первого раза? Не беда. У вас есть возможность пересдать.

Шаг пятый: стажировка

После получения прав вы направляетесь на стажировку в парк, в котором в дальнейшем будете работать: теперь вы возите по городу пассажиров. Пассажирская практика на трамвае длится 205 часов, а на троллейбусе — 286 часов. Вас уже можно назвать молодым водителем, правда, пока без права самостоятельной работы. В течение этой стажировки вы учитесь управлять трамваем на конкретном маршруте под руководством водителя-инструктора.

Кстати, пока вы еще «зеленый» водитель, ваша стипендия значительно возрастает. Стажеры — водители трамвая получают до 20 700 рублей, стажеры — водители троллейбуса — до 22 500 рублей.


Почти половина водителей трамваев и троллейбусов в Питере — женщины
Фото РИА Новости

После пассажирской практики вы сдаете экзамен аттестационной комиссии трамвайного или троллейбусного парка. Вам присваивают квалификацию водителя третьего разряда по трамваю или водителя четвертого разряда по троллейбусу. Теперь вы становитесь полноценным водителем, получаете право самостоятельно возить пассажиров и можете со временем повышать свое мастерство, и ваша зарплата, соответственно, будет повышаться.

Кстати, средняя зарплата питерских водителей троллейбусов сейчас составляет около 44 тысяч рублей, водителей трамваев — 40 тысяч рублей.

Мнения

Алексей Смирнов, водитель-наставник трамвайного парка № 1:

— Водитель-наставник проводит 80% своего времени на линии и помогает другим водителям в той или иной ситуации. Помогаешь каждому и словом, и делом. Проблем может быть немало: нестандартная ситуация на дороге, вопросы по подвижному составу, иногда случаются и конфликты с пассажирами. Приходится быть одновременно психологом, мастером, слесарем.

За водителями со стажем до трех лет мы наблюдаем постоянно. При обучении молодых специалистов первым делом проводим беседы о том, как вести себя в разных ситуациях на дороге, отрабатываем действия при обнаружении посторонних предметов на подвижном составе, объясняем, как лучше разговаривать с хулиганами. Если я заметил, что водитель допускает какое-то нарушение, обязательно подойду к нему объясню, почему так нельзя делать и чем это грозит. Даже незаметное нарушение, например незначительное превышение скорости, может привести к сходу вагона с рельсов.

Если вы выбрали эту профессию, надо быть готовым к тому, что это сложная и очень ответственная работа. Необходимо быть пунктуальным, следить за своим здоровьем, так как мы проходим ежедневные медосмотры и ежегодные медкомиссии. И, несмотря на график, необходимо уметь правильно отдыхать.

Любовь Пылаева, будущий водитель трамвая:

— Я учусь второй месяц, скоро мы выйдем на практику. Сложности, конечно, есть. Материал для меня совершенно новый, и за короткий срок надо как можно больше всего запомнить. А в целом — преподаватели отличные, подают знания интересно. К учебной практике я уже морально готова. Хочется уже поскорее попробовать, посмотреть сам трамвай. У нас очень хорошая группа, все помогаем друг другу. Я вообще не питерский человек, из маленького городка Калужской области. Когда сюда приехала, мне очень понравились трамваи, и захотелось стать водителем именно трамвая.

Олег Павлов, будущий водитель трамвая

— Я уже около двух лет живу в Питере, приехал из Орла. Мне всегда хотелось перевозить людей, а трамвай — самый красивый вид транспорта. Можно сказать, это была детская мечта. Вот я и решил стать водителем трамвая. Для меня ничего сложного не было в изучении теории, это может освоить любой человек. По образованию я техник-технолог, может, поэтому мне все так просто дается. А самыми увлекательными для меня были уроки по электрооборудованию — наверное, потому что я мало что знал об этом.

Кстати
Отдел по набору, подготовке и обучению персонала: (812) 388-22-03.
Более подробную информацию о вакансиях предприятия можно узнать на сайте: electrotrans.spb.ru

Новости

Горэлектротранс показал процесс подготовки водителей в Учебно-курсовом комбинате

Почти полсотни потенциальных водителей трамваев и троллейбусов побывали на Дне открытых дверей в Учебно-курсовом комбинате Горэлектротранса 4 февраля. Такие встречи УКК проводит регулярно, чтобы дать возможность будущим ученикам своими глазами увидеть, как проходит подготовка к работе на линии, а также пообщаться с преподавателями и директорами трамвайных и троллейбусных парков.

СМИ о нас

Водить электротранспорт непросто, но престижно

Сейчас рынок труда Петербурга довольно велик, но какая из профессий обеспечит достаток, соцпакет, словом – стабильность? Один из вариантов – влиться в ряды сотрудников «Горэлектротранса», а именно стать водителем трамвая или троллейбуса. Помимо того что это предприятие – один из крупнейших работодателей нашего города, оно не только трудоустраивает, но и дает профессию.

Особенности обучения езде на автобусе, троллейбусе, трамвае

Все в своей жизни хоть раз ездили на автобусе, троллейбусе или трамвае. И вот я задумался: а какого это – управлять таким большим транспортом, да еще и битком набитым пассажирами? Может ли простой водитель управлять трамваем, например?

Это точно огромная ответственность и психологическое напряжение для водителя. А сейчас не редкость, когда за рулем троллейбуса или трамвая женщина. Давайте рассмотрим особенности обучения вождению общественного транспорта.

Требования к водителю автобуса

Требования к профессиональным водителям транспорта, в том числе автобуса, регламентирует Приказ Минтранса России от 28 сентября 2015 г. № 287. Данный приказ вступает в силу в июне 2016 года, но уже нужно учиться по новым требованиям, чтоб соответствовать им.

Профессиональный водитель автобуса должен уметь:

  • проверить состояние автобуса перед выездом, а также после возвращения из рейса;
  • обеспечить безопасную перевозку, посадку и высадку пассажиров;
  • контролировать размещение и перевозку грузов или багажа пассажирами;
  • пользоваться тахографами различных моделей.
Читайте также:  Не заводится Калина - моргает иммобилайзер, залило ЭБУ и не крутит стартер, причины

Работать в России водителем можно только с российским национальным водительским удостоверением.

Прежде чем Вам позволят водить автобус, нужно пройти соответствующее обучение, наработать стаж вождения. Сначала нужно получить права категории «В, С», затем лишь «D».

К управлению автобусом, осуществляющим перевозку детей, могут допускаться лишь водители, которые имеют непрерывный стаж работы водителем автобуса (права категории «D») не менее одного года и не нарушавшие ПДД, которые наказываются лишением прав или административным арестом.

К стажу работы водителем автобуса для перевозки взрослых пассажиров требования закон не предъявляет, но это может сделать транспортное предприятие.

Научиться водить автобус

Как говорят профессионалы, водить автобус – увлекательное занятие. К тому же может приносить неплохой доход.

Первая особенность вождения автобуса у всех на глазах. Автобус длинное транспортное средство и нужно для начала привыкнуть к его габаритам. Согласитесь, водить микроавтобус гораздо проще, чем огромный маршрутный автобус, метров так 18.

В связи с габаритами автобуса все маневры от старта, поворотов до парковки и разворотов нужно оттачивать на подобном транспортном средстве, которое Вы планируете водить после обучения. В обучении широко используются тренажеры и стимуляторы, чтобы курсанты не разбили на первом занятии учебный транспорт. После того как Вы «набьете руку», Вам будут по плечу многие виды автобусов.

Перед тем как идти учиться в автошколу узнайте, на каком автобусе будет проходить обучение (марка, модель). Это позволит Вам подготовиться к первому практическому занятию психологически и теоретически. Почитайте в интернете про эту модель, узнайте побольше информации, которая Вас заинтересует.

На уроках вождения на автобусе постарайтесь представить, что в салоне пассажиры, при закрытии дверей смотрите в зеркало заднего вида, чтобы при реальной высадке пассажиров не прихлопнуть кого-нибудь дверями. Ни в коем случае не трогайтесь с места до полного закрывания дверей.

Часто в автошколах стараются сажать в автобус всю группу учеников, чтоб было полное ощущение движения по маршруту с пассажирами. При таких занятиях в дальнейшем будет проще привыкнуть к полному автобусу, морально настроиться.

Взяв Вас на работу водителем автобуса, Вас будут стажировать. На первое время «привяжут» к другим автобусам, чтобы Вы следовали за ними и изучали маршрут, остановки.

Научиться водить троллейбус

Троллейбус – это 100% городской общественный транспорт. Частники не водят троллейбус. Поэтому обучиться на водителя троллейбуса можно не в каждом городе. Троллейбус медленный городской транспорт, зато экологичнее и экономичнее чем автобус и трамвай.

Прежде чем Вас возьмут учиться на водителя троллейбуса, нужно пройти собеседование с психологом. Он с помощью психологических тестов проверит кандидата на внимательность и быстроту реакции. Затем выдаст заключение: подходите ли Вы для профессии водитель троллейбуса.

Обучение идет непрерывно, нельзя утром сбегать на работу, а вечером идти учиться на водителя троллейбуса, здесь все не как в обычной автошколе. Зато в течение 6 месяцев обучения ежемесячно платят стипендию, около 6 тыс. рублей, все зависит от региона.

Обучение состоит из четырех этапов:

  • изучение теории (ПДД, особенности безопасного управления, первая помощь и т.д.);
  • практические занятия с инструктором (около полутора месяцев);
  • теоретический экзамен в ГИБДД, практический экзамен с инструктором из учебной организации;
  • пассажирская практика: вождение троллейбуса под руководством водителя-учителя в реальных дорожных условиях с пассажирами (около полутора месяцев).

Есть и тренажер, похожий на кабину троллейбуса только без крыши, все в натуральную величину, вместо лобового стекла экран, на котором показывается панорама маршрута.

Есть отдельные тренажёры для изучения устройства и работы троллейбуса.

Требования к водителю троллейбуса

Законодательство не предъявляет требований к стажу и образованию водителей троллейбусов, поэтому на практике набирают курсантов в возрасте от 20 до 40 лет. Водить троллейбус можно с 21 года.

Кроме ПДД водитель троллейбуса должен знать:

  • правила эксплуатации электроустановок с напряжением до 1000 вольт;
  • технику безопасности при эксплуатации электроустановок с напряжением до 1000 вольт;
  • правила технической эксплуатации троллейбусов.

Водитель троллейбуса, как и любой другой водитель, должен уметь:

  • устранять возникшие в пути неисправности, не требующие разборки агрегатов;
  • подключать и отключать штанги с токоприемниками к контактной сети;
  • заполнять специализированную документацию, связанную с эксплуатацией троллейбуса.

Научиться водить трамвай

Работа водителем трамвая схожа с работой на троллейбусе. Питается от электросети, только едет по рельсам. Получается смесь троллейбуса и электрички. Водителя трамвая даже называют вагоновожатым.

О курсах водителей трамваев можно узнать в депо, где и обитают трамваи. Предприятия городского транспорта сами себе готовят кадры, потому что обычной автошколе это не по силам и невыгодно. Набирают курсантов разных возрастов, не зависимо от наличия высшего или специального образования. Водить трамвай можно с 21 года.

Обучение длится около полугода. Читают теоретический курс, затем практические занятия. Обещают стипендию, последующее трудоустройство после успешной сдачи экзаменов. Но первые Ваши самостоятельные поездки будут в виде стажировки под руководством опытного вагоновожатого.

Вас научат и ремонту трамвая и основам теории движения трамвая (коэффициенты сцепления, сцепной вес трамваев, силы, действующие на трамвай в движении по прямой и на кривых участках пути и прочие особенности).

Зачастую предприятия, готовящие водителей трамваев и троллейбусов, заключают со своими курсантами договор, по которому они после обучения обязаны отработать несколько лет на городском транспорте. Это делается для того, чтобы не зазря Вам выплачивали стипендию и тратили бюджетные деньги.

Требования к вагоновожатому такие же, как и к водителю автобуса и троллейбуса.

Я б в водители пошел

Прежде чем пойти учиться на водителя городского транспорта, нужно самому трезво оценить свои силы: работа водителем городского транспорта психологически тяжелая, физически напряженная. Вставать в рейсы нужно рано, сменный график работы, порой приходится ремонтировать транспорт прямо на дороге в неблагоприятных погодных условиях. Нужно следить и за дорогой и за пассажирами в салоне. Очень много специфики и мелких нюансов.

А так, если все с психикой и здоровьем нормально, почему бы и нет?! Если Вы любите часами колесить по родному городу, то это вариант для Вас. Совместите приятное с полезным, т.к. зарплата как у среднего менеджера 22-25 тыс. рублей.

Дмитриев Виталий, 01.04.2016
Перепечатка запрещена. Авторские права охраняются законом.

Особенности обучения езде на автобусе, троллейбусе, трамвае Вождение автобуса

Итак, на неделе я успешно сдал теоретический экзамен на автобус. Сдал настолько хорошо, что даже самому немножко неловко становится за свою гениальность. Да и будь я работником шведской дорожной службы, непременно бы насторожился: приходит какой-то русский, на свои кровные учится, отказываясь от кредитов и платя наличными, да ещё и тест делает без единой ошибки.
После теоретического экзамена началась учебная езда. В принципе, каждый ученик сам вырабатывает себе план занятий, автошкола лишь помогает, так что можно было учебную езду начинать давно. Однако рекомендуется сначала изучить теорию, чтобы иметь представление об устройстве машины, функционировании важнейших систем и правил эксплуатации. Сначала провели с инструктором внешний осмотр. Занятие началось уже затемно, и я надел на себя ярко-зелёный жилет. На инструктора эта моя находка произвела положительное впечатление – никто так раньше не делал, хотя это и полезно.
Внешний осмотр автобуса включает в себя проверку:
– уровня масла, охлаждающей и омывающей жидкости, жидкости в гидроусилителе руля;
– внешних световых приборов;
– работы системы осушения сжатого воздуха;
– состояния колёс и покрышек.

Затем внутренний осмотр салона:
– регулировка водительского сидения и руля, проверка ремня безопасности;
– проверка ламп на контрольной панели, стеклоочистителей, звукового сигнала, системы вентиляции;
– проверка аварийного открывания дверей и их работы. В соответствии с последними нормами, откидные двери автобуса в закрытом состоянии должны выдерживать нажим не менее 25 кг;
– проверка наличия огнетушителя, его пломбировки, срока годности, наличия знака аварийной остановки, аптечки;
– осмотр сидений и проверка ремней безопасности там, где они есть, осмотр багажных полок, проверка наличия молотков для разбивания стёкол. Автобус сертифицирован в соответствии с требованиями Tempo100, что даёт право ездить по немецким автобанам со скоростью до 100 км/час. Это накладывает определённые требования – в частности, заднее стекло или два боковых задних должны быть легко разбиваемыми, если разрешённое количество пассажиров выше 20;
– проверка люков в потолке;
– проверка кнопки требования остановки.

Наконец, проверка систем управления:
– пневмосистемы на утечку и индикатора падения давления;
– работы осушителя пневмосистемы на слух;
– гидроусилителя руля;
– рабочего и стояночого тормозов.

После успешной проверки можно начинать движение. Сначала поездили по закрытой площадке, я потренировался с переключением скоростей. Автоматическая коробка, конечно, хорошо, но от ручной особый кайф. Потом выехали за загородное шоссе и стали тренироваться заезжать на остановки и отъезжать от них. После очередной остановки решили развернуться, заехав задом на примыкающую дорогу. Инструктор говорит – вообще-то, по правилам, кто-нибудь должен выйти и контролировать сзади, но т. к. дорога ведёт в лес, будем считать, что сзади свободно. Возникли трудности с включением задней передачи, но мы не придали этому особого значения, т. к. были уверены, что я не сразу нащупал нужное положение ручки. Продолжили езду с остановками. На одной из них не получилось включить уже переднюю передачу. Долго старался – никак: слышно, как передачи переключаются под полом, но при отпускании сцепления ничего не происходит. За руль сел инструктор – не получилось и у него. Стали думать, что к чему, и нашли предполагаемую причину: резервуар гидроусилителя сцепления оказался пуст. Видимо, где-то утечка. Залили туда масло и стали прокачивать. Мне торопиться было некуда, и я втайне надеялся, что у нас ничего не получится – было бы очень интересно посмотреть, что произойдёт дальше, как будем вызывать техпомощь, цеплять и буксировать. Но через четверть часа удалось воткнуть вторую передачу, и потихоньку доехали до своей стоянки.

Надеюсь, что продолжение следует.

Неунывающий питерский бродяга писал(а):

> Да и будь я работником
> шведской дорожной службы, непременно бы насторожился: приходит
> какой-то русский, на свои кровные учится,

Вот об этом подробнее, если можно. Сколько и за какой объем программы? Сколько часов теории и практической езды прелдусмотрено?

А вообще, Вы – молодец! С первого раза, после легковушки, почувствовать габариты автобуса, это дается не каждому!

Неунывающий питерский бродяга писал(а):

> Итак, на неделе я успешно сдал теоретический экзамен на
> автобус. Сдал настолько хорошо, что даже самому немножко
> неловко становится за свою гениальность.

> Автоматическая коробка, конечно, хорошо, но от
> ручной особый кайф.

Если Вам не жалко себя – пожалейте хоть пассажиров.

> > Автоматическая коробка, конечно, хорошо, но от
> > ручной особый кайф.
>
> Если Вам не жалко себя – пожалейте хоть пассажиров.

Большинство, а может быть, и все городские автобусы Швеции оборудованы автоматической коробкой передач (АКПП).
Есть тут такое правило: если экзамен сдаётся на транспортном средстве с АКПП, то в водительском удостоверении претендента делается соответствующая пометка. Например, в Стокгольме многие учебные автобусы оборудованы АКПП, и те, кто на них учится и сдают, имеют право потом работать только на автобусах с АКПП. Для работы на городских маршрутах этого хватает вполне. Однако для заказных и дальних междугородных перевозок до сих пор закупают новые машины с ручной коробкой, правда, не с традиционной “кочергой”, а с “джойстиком” или чем-то ещё.

Я не хочу иметь такое ограничение, потому учусь на ручном. Жалеть пока некого, т. к. среди моих пассажиров только инструктор и другой ученик, который сам напросился. Да и выбирать тут особо не из чего: в радиусе 200 км есть только одна “тяжёлая” автошкола и один учебный автобус, на котором и учатся, и сдают.

Сообщение изменено (05-12-05 13:00)

Забыл написать в корневом сообщении – ещё положено перед выездом заполнить лист самописца и заправить его.

> Вот об этом подробнее, если можно. Сколько и за какой объем
> программы? Сколько часов теории и практической езды
> предусмотрено?

Программы нет. Есть 4 теоретические лекции по 2 часа, которые рекомендуется посетить. Лекции общие для всех, кто учится на категории BE, C, CE, D, DE. Я посетил пока только одну, где объясняли о законах, регламентирующих время работы и отдыха, а также пользование самописцем. Лекции проводятся циклами почти круглый год, т. е. каждая лекция через 4 недели повторяется. Можно посещать лекции столько раз, сколько считаешь нужным.

Читайте также:  Замена жидкости в сцеплении на ВАЗ 2101-ВАЗ 2107

К услугам учеников есть:
– компьютеры с установленным на них программным обеспечением для тренировок по теории;
– стенды с пневматической системой и гидроусилителем руля;
– самописцы, с которыми можно экспериментировать;
– инструкторы.
Всё вышеперечисленное доступно в практически неограниченном количестве в любое время работы автошколы (с 7 до 18 часов по будним дням).

Для допуска к теоретическому экзамену на категорию D необходимо освоить:
– всё то, что требуется на категорию В (обладание правами этой категории обязательно);
– европейские нормы времени труда и отдыха водителей и работу с самописцем, а также исключения из этих правил;
– обращение с колёсами и покрышками (когда можно применять шипованную резину, какова минимальная глубина рисунка в различных условиях и др.);
– пневмосистему и гидроусилитель руля (устройство, принцип работы, диагностику);
– весовые нормы – расчёт максимально допустимого груза при заданном классе дороги или давлении на оси, с использованием весовых таблиц и регистрационных данных транспортного средства;
– тягово-сцепное устройство;
– требования к салону автобуса;
– работу с людьми – в частности, особые правила школьных перевозок, пользование внешними световыми приборами и опознавательными знаками;
– принцип работы дверей и требования к ним;
– умение находить нужную информацию, специфичную для данной машины. Например, о различных органах управления; поддержание в рабочем состоянии туалета, музыкального и иного имеющегося на борту оборудования; работу дверей.

То есть, важно не то, сколько часов провёл на занятиях, а чтобы всё вышеперечисленное освоил. У меня примерно 10 часов ушло исключительно на компьютерные тренировки с ответами на вопросы, и ещё около 30 часов на всё остальное – посещение лекции, чтение учебных пособий, просмотр фильмов, изучение макетов, общение с коллегами, решение практических упражнений на бумаге.

При поступлении в автошколу платится вступительный взнос в размере около 200 евро. В него входит стоимость учебного пособия, создание учётной записи в компьютерной сети и право пользоваться всеми перечисленным выше возможностями, предоставляемыми автошколой для изучения теории.

Теперь об учебной езде. Для успешной сдачи экзамена надо освоить маневрирование (езду вперёд и назад, въезд в узкий тоннель, разворот на ограниченном пространстве, парковку) и езду, как по городу, так и по шоссе. В числе прочего, это умение подъезжать к остановкам, останавливаясь параллельно тротуару и на заданном от него расстоянии; проезд обычных и круговых перекрёстков; езду по заранее спланированному маршруту или следование указателям к заданному пункту.

Один урок вождения длится 60 минут. Каждый ученик с помощью инструктора определяет, сколько уроков ему требуется для успешной сдачи экзамена. Всё это очень индивидуально, и сказать, сколько уроков получается “в среднем”, я не могу. Стараюсь как могу, чтобы мне не понадобилось слишком много часов. 60 минут учебной езды мне стоят зарплаты за два с половиной рабочих дня. Одной месячной зарплаты таким образом хватает уроков на десять.

> А вообще, Вы – молодец! С первого раза, после легковушки,
> почувствовать габариты автобуса, это дается не каждому!

Приятно слышать похвалу от профессионала! Хотя при въезде задом за угол мне инструктор указывал, когда начинать выворачивать руль полностью вправо. Самому мне хотелось проехать прямо ещё пару метров прежде чем начинать поворот, но инструктор оказался прав. На загородной дороге я ни разу не выехал на встречную и не улетел в кювет, и даже при проезде ворот и последующем повороте не задел их, так что и впрямь что-то чувствую 🙂 Ещё интереснее должен стать урок езды по городу, запланированный назавтра.

Сообщение изменено (05-12-05 13:15)

Неунывающий питерский бродяга писал(а):

> А пока есть только маленькая, в конце корневого сообщения

Почему-то вчера не открылась. Сейчас всё пучком.

> Большинство, а может быть, и все городские автобусы Швеции
> оборудованы автоматической коробкой передач (АКПП).

> Есть тут такое правило: если экзамен сдаётся на транспортном
> средстве с АКПП, то в водительском удостоверении претендента
> делается соответствующая пометка. Например, в Стокгольме многие
> учебные автобусы оборудованы АКПП, и те, кто на них учится и
> сдают, имеют право потом работать только на автобусах с АКПП.

> Жалеть пока некого, т. к. среди моих пассажиров только
> инструктор и другой ученик, который сам напросился.

Это я прокомментировал Вашу фразу “от ручной особый кайф” ;).

В общем, мы ждём продолжения :).

> Например, в Стокгольме многие
> учебные автобусы оборудованы АКПП, и те, кто на них учится и
> сдают, имеют право потом работать только на автобусах с АКПП.

– Ходили слухи, что в России хотят сделать то же самое.

Большое спасибо за исчерпывающие пояснения устройства системы курсов, принципов посещаемости, распределения учебной нагрузки и необходимого уровня знаний.

Неунывающий питерский бродяга писал(а):

> Ещё
> интереснее должен стать урок езды по городу, запланированный
> на завтра.

С нетерпением ждем впечатлений.

Автобус у нас большой, в туристическом исполнении, выглядит представительно. И ведёт себя на дороге так, что часто привлекает внимание других участников дорожного движения на себя и на водителя. Поэтому я решил одеться так, как это обычно делают настоящие водители автобусов, по крайней мере, заказных – свежую рубашку и галстук.

Неисправность, из-за которой мы встали в прошлый раз, оказалась где-то в сцеплении – нарушилась герметичность системы.

Начали с поворотов направо и налево в промзоне на просторных дорогах. Сначала уделяли особое внимание траектории задних колёс. Когда это стало получаться без наездов на тротуар, перешли к более сложному заданию – повороту на перекрёстках, перед которыми посреди проезжей части есть препятствие в виде столба. После нескольких таких тренировок начал чувствовать, что к чему: как разместить автобус перед поворотом, когда начинать поворачивать, когда крутить руль обратно (это самое сложное). Один раз инструктору пришлось применить свой тормоз, я при правом повороте собирался задеть левым зеркалом светофор.

Однажды перед поворотом направо, где я имел преимущественное право проезда, пришлось остановиться. Надо было дать проехать приближавшемуся справа автомобилю, поскольку часть кузова вылезала на его полосу. Ехавшие сзади два автомобилиста, тоже поворачивавшие направо, видимо, очень торопились и стали меня объезжать – один слева, по встречным полосам, другой справа по обочине. Тот, что обгонял слева, в процессе обгона оказался нос к носу с поворачивавшим ему навстречу. Непредусмотрительный и неосторожный человек – ему пришлось сдавать назад, да ещё и меня задержал, ибо я не рискнул продолжать поворот, когда две машины находились близко к левому борту.

Потом на круговом перекрёстке попалась нервная девушка. Перекрёсток миниатюрный, имеет две полосы и четыре направления. Чтобы автобусу вписаться в перекрёсток, приходится забывать о дорожной разметке и правилах движения по полосам. Перекрёсток я проезжал со скоростью не выше 15 км/час, и перед тем, как с него свернуть, как раз в нужный момент подал сигнал о повороте направо. Когда уже начал съезжать, заметил справа, напротив средней двери, машину, которая тут же начала сигналить. Пришлось остановиться, раскорячившись на перекрёстке и застопорив движение на его половине. Видя, что назад двигаться она не желает, а вперёд некуда, мне пришлось самому проехать по разделительному островку. Водителям грузовиков и автобусов позволено отступать от правил размещения транспорта на проезжей части при проезде перекрёстков, однако преимуществ перед другими участниками это не даёт, и ответственность за безопасность манёвра лежит на водителе. Но вот только какой смысл соваться справа от поворачивающего направо автобуса? Неужели непонятно, что он может “притереть”?

Ещё в процессе езды слегка почувствовал себя маршруточником, гоняющимся за выручкой. Урок длится 120 минут, и хочется извлечь из него максимум пользы за уплаченные деньги. Один раз, выезжая на главную дорогу направо, увидел слева длинный поток автомобилей. Стоянка минимум на минуту была обеспечена, а каждая минута урока дорого стоит. Тогда я как бы невзначай моргнул дальним светом и плавно остановился, высунувшись поперёк дороги на метр (типа, не рассчитал слегка, слабо нажал на тормоз). Когда приближавшемуся по главной дороге автомобилю пришлось тормозить, я продолжил движение. В конце концов, всё равно в это время загорелся красный на ближайшем перекрёстке, и в любом случае им бы пришлось перед ним ждать. Завидев пешехода, робко стоявшего у перехода, уже издали начал плавно, но уверенно тормозить, а не жать на газ, как это делают некоторые. Увидев, что это именно его пропускают, он пошёл через дорогу, и я так рассчитал своё торможение, что даже не пришлось останавливаться. Потом терпеливо пропустил старика с собакой, переходившего дорогу вне перехода и воспринявшего предоставленное ему мною преимущество как должное.

Уже значительно лучше, чем в первый раз, работается с ручной коробкой передач и сцеплением. При желании можно добиться плавности движения, желаемой динамики и экономичности не хуже, чем с автоматом.

BUS-CLUB.RU

Обучение и переподготовка водителей автобусов

Управление автобусом имеет свою специфику. Габариты и масса автобуса влияют на тормозной путь и манёвренность, требуют тщательного контроля траектории и «слепых зон». Дополнительную психологическую ответственность на водителя автобуса, в отличии от водителя грузовика накладывает перевозка пассажиров.

Тяжесть последствий ДТП с участием автобуса почти вчетверо выше, чем с участием легковых машин, при этом 70% из них происходят именно по вине водителей!

Минимальные требования для того, чтобы стать водителем автобуса:

  1. Права с категорией В
  2. Стаж работы или вождения по категории В не менее двух лет
  3. Медицинская справка с разрешением на управление категорией D

Переподготовка водителей автобусов

Конечно, со временем определённые навыки нарабатываются, но параллельно меняется и самооценка водителя автобуса. Статистика показывает, что рост аварийности находится в прямой зависимости от стажа вождения.

Больше всех свои профессиональные возможности переоценивают водители с опытом от 10 до 20 лет.

После 8-10 лет стажа прирост навыков происходит очень медленно и лишь на уровне небольших дополнений, а вот неверные навыки управления, напротив, становятся привычкой.

Поэтому для поддержания профессионального уровня водителя автобуса необходимо дополнительное образование!

В Европе водитель автобуса, работающий по найму, обязан проходить переподготовку каждые 5 лет в объёме 35 часов. В России лишь единицы работодателей сами отправляют сотрудников на переаттестацию или организуют обучение самостоятельно.

Например, крупные автоперевозчики, как правило, муниципальные, проводят такую подготовку раз в три года: в неё входят семинары по защитному вождению, автодромная подготовка и занятия по вождению с комментариями.

Но такое внимание предприятий к квалификации водительского состава – скорее исключение, а по собственной инициативе водители переобучаться не готовы. Причина всё в той же завышенной самооценке и природной лени.

Первые шаги будущего водителя автобуса

Шаг 1: Получаем права категории “B” и работаем на стаж

Перед тем, как стать водителем автобуса, каждый потенциальный претендент на эту должность обязан пройти обучение в специальной школе, где обучают правилам и вождению на учебном автомобиле для получения категории В. Далее, необходимо отработать на автомобиле не менее двух лет. В этом случае, осваиваются необходимые навыки вождения транспортного средства. Рассматривается также вариант вождения своего собственного автомобиля в течение двух лет.

Шаг 2: Получаем права категории “D” (Д)
Далее, поступив в автошколу или какое-нибудь другое профессиональное учебное заведение, можно получить следующую категорию D (Д). Для всех поступающих обязательно условие достижения возраста 21 года и двухлетний опыт вождения. По окончании автошколы, вы сдаете экзамены. В случае успешной экзаменации – перед вами открывается возможность стать водителем автобуса и получить права категории D.

Шаг 3 Стажировка водителем автобуса

Устраиваясь на работу, будущему водителю предоставляют возможность пройти стажировку в присутствии опытного специалиста.

Перед выходом в рейс, он должен прослушать инструктажи (вводный, на рабочем месте и другие) и сдать все необходимые зачеты по технике безопасности. Дополнительно, водитель автобуса должен научиться пользоваться расчетно-кассовым аппаратом и продавать билеты пассажирам на промежуточных остановочных пунктах.

Специализированные курсы по переподготовке водителей автобусов

Ссылка на основную публикацию