Отработанное моторное масло: правильная утилизация

Куда можно деть и кому сдать отработанное масло?

Все автовладельцы занимаются обслуживанием собственных авто и многие ремонтные работы проводят самостоятельно и, безусловно, их не может не волновать вопрос: куда девать отработанное моторное масло и как его еще можно использовать. Также многим интересно, какой состав и какая плотность отработанного машинного масла.

К большому огорчению, почти все автовладельцы просто сливают отработанное масло прямо в грунт и этим наносят огромный вред окружающей среде. Но это делать категорически запрещено! В настоящее время есть масса методов и возможностей применения и утилизации старой машинной смазки, не только не нанося вреда природе, но и с большой выгодой для себя.

Слив отработанной смазки

Отработанная машинная смазка относится к опаснейшим отходам второго или третьего уровня, согласно Базельской конвенции о контроле и транспортировке отходов и их утилизации.

Старое машинное масло исключительно опасно не только для внешней среды, но и может причинить серьезный вред здоровью людей. Отработанная смазывающая смесь гораздо опаснее сырой нефти, так как в ее составе находятся модифицированные во время эксплуатации вещества, смолы, отложения и прочие загрязнители.

Всего лишь 4 литра отработанной смазки (приблизительно столько сливается из силового агрегата обыкновенного легкового автомобиля) могут загрязнить 3,8 тысяч литров обычной воды или образовать на водной поверхности масляную пленку (плотность отработанной жидкости ниже плотности воды), площадь которой более 32 кв. км!

Куда его девать?

В первую очередь нужно выяснить подлежит ли переработке отработанная смазывающая смесь.

    Хранится отработанная смазка в канистрах или же цистернах, которые находятся в исправном состоянии, не текут и на них нет следов коррозии. Емкость должна быть промаркирована, для того, чтобы точно знать, что в ней находится.

Хранение в бочках

  • Емкости, в которых содержится отработанное моторное масло, должны храниться в защищенном от солнечных лучей и влаги месте.
  • Заранее нужно позаботиться об удалении возможных разливов отработанной смазки.
  • Емкости из-под отработанной смазки должны использоваться повторно.
  • Найдите, где происходит утилизацию отработанный смазывающий состав в вашем городе, и сдавайте его на этот пункт.
  • Если располагаете соответственным оснащением и разрешением, то займитесь переработкой самостоятельно.

    Установка по переработке

    В быту отработанному моторному маслу можно также найти массу способов применения отработки:

    • покраска для защиты от гнили и плесени деревянных объектов, расположенных на улице, заборов, строений, скамеек перед покраской;
    • заливка технологических отверстий в машине;
    • топка небольшой печки в загородном доме, гараже или сарае;
    • применение, как смазки для бензопилы и прочих инструментов;
    • также старую смазку можно применять для пропитывания шпал на ж/д.

    Утилизация

    Проблема с переработкой отработанных смазочных смесей возникла еще в тридцатых годах прошлого века. Но схема переработки была разработана только восьмидесятых. Сначала их просто сжигали для получения энергии. Позднее появилась возможность очистки с последующей добавкой в свежие масла.

    В ходе переработки старого масла из него сначала удаляется вода, а потом загрязнители.

    Масляная смесь выпаривается, перегоняется, потом адсорбируется или подвергается коагуляции. После переработки может быть получено базовое масло, которое впоследствии может быть использовано, как товарное, путем компаундирования и добавления специальных присадок.

    Сжигание неочищенного масла

    Во время сжигания отработанной моторной смазывающей смеси непрошедшей предварительную очистку в атмосферу могут выделяться продукты вредные для здоровья людей. Этот вид переработки возможен лишь в том случае, когда отработанный смазывающий состав и оборудование на котором производится сжигание, отвечает всем установленным нормам. В данном случае необходима лицензия.

    Получение топлива

    Переработка для получения горючего предусматривает выход готового продукта, отличающегося практически полным отсутствием осадка и воды, которые могут забивать горелки и патрубки. Данный процесс заключается в фильтрации твердых частичек путем отстаивания и отфильтровывания. Эту схему нельзя назвать достаточной, для того, чтобы полностью удалить сторонние вещества, используются иные более сложные схемы очистки.

    Очищение на месте применения

    В данном случае используют фильтрацию для удаления примесей конкретно на месте, где используется масло. Эта методика практикуется на больших предприятиях, производящих много отработанной смазки.

    Переработка на нефтеперерабатывающем предприятии

    Отработанная смазывающая смесь применяется во время переработки нефти для производства топлива.

    Предприятие по производству и переработке машинного масла

    Регенерация для получения нового масла

    Известно много методик регенерации смазки для вторичного применения. Процесс восстановления состоит из предварительной термообработки, фильтрации с дальнейшей перегонкой и химобработкой. Данная смесь по своим характеристикам фактически такая же, как и та, что из обычной нефти. Данный способ считается самым экологичным и наиболее выгодным с финансовой точки зрения. Так как на регенерацию смазывающей смеси затрачивается намного меньше энергии, нежели при производстве аналогичного продукта из нефти.

    Видео «Подготовка смазки для сжигания»

    В этом видео продемонстрирован один из способов утилизации моторной смазывающей смеси, а именно подготовка его к сжиганию для обогрева.

    Куда деть отработанное моторное масло?

    Не так давно мы говорили про замену масла в двигателе. Все работы понятное дело выполняли сами, однако после замены масла всегда остается так называемая «отработка» (отслуживший свой срок состав). Так вот куда его деть? Ведь выливать вроде как запрещено? Или нет? Давайте разбираться ….

    ОГЛАВЛЕНИЕ СТАТЬИ

    Мне часто задают этот вопрос, как в старых статьях, так и в новых, а поэтому я решил его подробно осветить.

    Конечно, если вы меняете все на станции технического обслуживания, то вам не придется заморачиваться, потому как все грязное масло они заберут в специальные емкости и после его утилизируют. Однако если меняете сами, то остается канистра с 4 – 5 литрами и куда девать ее не понятно! Так, например, у моего знакомого накопилось аж — 30 литров, то есть 6 канистр. Однако автомобилей у него два, поэтому и такой объем. Так куда девать-то?

    Просто вылить

    Не самая хорошая идея, выливать такие составы запрещено экологами. Правда, сейчас никакой серьезной правовой основы под этим нет – А ЗРЯ! Например, в Европе за такое причитаются многотысячные штрафы!

    Моторное масло это токсичный состав, который убьет все живое рядом и растения, и воду и т.д. Не выливайте его в землю, это не правильно. Планета итак, «загрязнена» выхлопными газами еще и мы ее добиваем. Давайте действовать правильно.

    Утилизировать

    НЕ совсем правильная идея, однако, упомянуть о ней стоит. Есть специальные компании, которые занимаются утилизацией промышленных отходов, в том числе и всевозможных жидкостей. Однако в таком методе одни минусы:

    1) Вам придется платить за утилизацию.

    2) Таких организаций просто может не оказаться в вашем городе, либо они не работают с частниками и такими малыми объемами.

    3) Займет у вас много времени.

    Так что просто забываем про этот метод, и переключаемся на самый выгодный и быстрый.

    Сдать специальным компаниям

    Это не совсем утилизация! Как вам будет известно – «отработка» также стоит денег, причем достаточно приятных, литр может доходить до 10 рублей, все зависит, какой объем вы сдаете. Конечно если у вас канистра, или несколько, как у моего друга — это мелочи (многие вообще такой объем не принимают), а вот если у вас тонны – то это другое дело. Сейчас даже существуют компании, практически в любом городе, которые скупают эти жидкости у населения, по 5 рублей, а затем крупным оптом сдают их уже по 8 – 10 рублей, то есть «навариваясь» практически в 2 раза. Это очень прибыльный бизнес, хотя и не такой популярный у нас в России. Таким образом, 30 л., у моего знакомого превращаются в 150 р., да конечно не много, но только подумайте вам не нужно ломать голову, как и куда его деть, да еще и денег немного выручите. Большим плюсом является то — что вам не нужно никуда ехать, как правило, они сами приедут к вам и купят всю «отработку», найти такие компании просто – забейте запрос сдать масло в интернете и выйдет много организаций, которые занимаются таким бизнесом.

    Теперь вы понимаете, почему многие СТО оставляют все эти «смазки» себе, а поверьте — у них накапливается их ой, как не мало, вот вам и дополнительная денежка.

    Для частников — если вы у себя в городе не нашли куда продать отработку, не отчаивайтесь, просто зайдите на AVITO, там всегда есть объявления с «покупкой». В основном это такие же частники, как и вы, покупающие для «топки» помещений.

    Народные методы

    Многие народные умельцы, ни за какие «коврижки» не сдадут отработанное масло! И этому есть много причин.

    1) Самое первое — моторное масло, это отличная смазка для различных движущихся шарниров и узлов, многие даже цепи велосипедов смазывают. В основном применяют в петлях, замках и т.д.

    2) Как любой другой нефтепродукт, оно очень хорошо горит, и выделяет очень высокие температуры. В интернете гуляет много роликов, в которых его применяют в специальных печах (которые также делают своими руками). Однако сейчас есть комбинированные котлы, которые «жуют», это отработанное масло за милое дело. Таким образом, вы экономите на отоплении, причем очень существенные деньги. Лично сам знаю несколько автосервисов, которые топятся отработкой. То есть они ее просто не сдают, а используют как горючий материал. Посмотрите эти печи.

    3) Защита от коррозии. Благодаря всевозможным присадкам в составе, оно эффективно борется с процессом окисления. В советские времена, это было универсальное средство от ржавчины, им даже днища и пороги автомобилей обрабатывали. Также и другие металлические предметы в саду (столбы и заборы). Конечно, сейчас оно уступает многим специальным противокоррозионным составам, однако как дешевая замена может послужить.

    Что делают с отработанным маслом?

    Вам, наверное стало интересно — куда же уходит отработка у компаний которые ее принимают, куда они ее сдают? Ведь невозможно сжечь тысячи тонн? И вы правы – «отработку» покупают многие производители моторных масел, и вот для чего:

    Читайте также:  Датчик холостого хода (ДХХ) ВАЗ 2114: признаки неисправности

    1) Ее очищают и выделяют «базовые» составы, такие как выделяют из нефти. Такая переработка стоит в несколько раз дешевле. Причем составы получаются хорошего качества. После эти составы заново применяются в новом моторном масле.

    2) Если состав однородный, одного производителя и характеристик, то его очищают, добавляют некоторые присадки, и могут применять уже в другой технике, которая меньше требовательная к маслам. Например, в некоторых сельскохозяйственных машинах, либо узлах.

    3) Сейчас разрабатывается формула, многоразового масла. Принцип будет примерно такой: — залили в двигатель – отъездили свой срок – слили – производитель принял – отчистил – опять залил в канистру и продал вам. Сделать его сложно, но как говорят «ведущие» умы, возможно! Таким образом, потребления новых нефтяных или газовых смесей намного уменьшится.

    Вот такая вот статья получилась, думаю вам было интересно, скорее бегите в гараж и сдавайте! А на этом я заканчиваю, читайте наш АВТОБЛОГ.

    (18 голосов, средний: 4,50 из 5)

    Как правильно вести учет отработанного масла

    Большинство организаций применяет в своей работе масла. Это моторные масла, используемые в работе авто, растительные масла, нужные для готовки блюд. И те, и те нужно правильно учитывать. Рассмотрим все нюансы учета отработанного масла.

    Правильная организация учета

    В большинстве своем учитывать нужно именно отработанные моторные масла. Они требуются для эксплуатации авто. Рассмотрим главные особенности их учета:

    • Установление класса опасности масел. При этом используется актуальный классификатор отходов.
    • Организация временного хранения масла. При этом требуется позаботиться о наличии документального оформления.
    • Своевременная инвентаризация.

    Отработанное масло считается отходом, если оно не соответствует требованиям ТР ТС030/2012.

    Учет растительного масла

    Растительное масло, в отличие от моторного, может не являться отходом. Оно может быть направлено на переработку. Отработанное масло перерабатывается, к примеру, в биотопливо. Для переработки масло продается другим организациям.

    Учет покупки

    Бухучет масла проводится по Инструкции по использованию Плана счетов, установленной Приказом Минфина №94н от 30 ноября 2000 года. Для учета используются эти счета:

    • Сч. 10. Используется для обобщения сведений о движении сырья.
    • Сч. 41. Нужен для обобщения сведений о наличии ТМЦ, купленных в качестве продукции под продажу.
    • Субсчет 10-1. Служит для учета сырья, которое используется в изготовлении товара.
    • Субсчет 41-1 «Продукция на складах». Служит для учета наличия или движения запасов, хранящихся на базах.

    Метод учета сырья, который может применяться предприятиями, установлен Роскомторгом №1-1098/32-2 от 12 августа 1994 года.

    Растительное масло принимается к бухучету по реальной себестоимости или по стоимости поставщика. Последний способ может использоваться фирмами, которые применяют упрощенные методы ведения учета. Когда масло поступает на кухню, стоимость его списывается в траты. Соответствующая операция фиксируется по ДТ счета 20 «Производство». Счет корреспондирует с КТ счетов 10 или 41.

    Если фирма признана микропредприятием, она может включить стоимость масла в структуру расходов в момент его покупки. То есть не нужно признавать сырье в статусе МПЗ (пункт 13.2 ПБУ 5/01). Стоимость купленного масла фиксируется на ДТ счета 20. Он корреспондирует со счетом 60.

    Стоимость отработанного растительного масла входит в структуру материальных трат. Включается она в этот состав по стоимости покупки. В нее входят траты на перевозку и другие побочные расходы. Основание – подпункт 1 пункта 1 и пункт 2 статьи 254 НК РФ. Дата осуществления трат в форме сырья (относятся к прямым расходам) – это дата их направления в производство (основание – пункт 2 статьи 272 НК РФ).

    Учет накопления отработанного масла

    В пункте 57, 111 Указаний по бухучету МПЗ указано, что отходы, возникающие в подразделениях, сдаются на склады на основании накладных. При этом нужно отражать в накладных название отходов, их объем. Стоимость учтенных объектов относится на снижение стоимости сырья, отпущенного в использование.

    Для учета движения рекомендуется применять счет 10 субсчет 10-6. Именно счет 10 нужен тогда, когда отходы планируется реализовать (основание – пункт 218 указаний). То есть для учета отработанного сырья применяется эта запись: ДТ10 субсчет 6 КТ20. Масло отражается по стоимости продажи.

    Если продавать масло не планируется, то и фиксировать в учете его не нужно. Связано это с тем, что при подобных обстоятельствах сырье не будет соответствовать характеристикам актива. Активы – это средства, которые должны принести фирме доход. Отработанное сырье, которое не будет реализовано, доходов не принесет.

    ВНИМАНИЕ! Отработанное сырье учитывается тогда, когда оно отвечает признакам объектов учета. К примеру, это могут быть характеристики МПЗ. Основание – письмо Минфина №07-01-10/42253 от 22 июля 2015 года.

    Налоговый учет

    Отработанное масло признается возвратным отходом. Последние представляют собой остатки, которые возникли в процессе производства и уже утратили свои эксплуатационные характеристики. В статье 254 НК РФ указано, что материальные траты снижаются на стоимость отходов. Уменьшение рекомендуется выполнить в периоде, когда отходы отправлены на склад на основании накладной или другого документа.

    Реализация отработки

    Реализация отработанного масла – это не главное направление деятельности фирмы, а потому доход от продажи следует признавать в составе прочих доходов. Они фиксируются в бухучете по КТ счета 91. Корреспонденция – это ДТ счета 62.

    Организация учета моторного масла

    Отработанное моторное масло нельзя сбрасывать в окружающую среду. Запрещено также распылять и сжигать его, сливать в водоемы, выливать на почву. То есть просто так утилизировать масло не получится. Связано это с угрозой окружающей среде. Важно правильно организовать сбор отработанного масла. Для этого выполняются действия:

    • Назначение ответственных за сбор и хранение сырья.
    • Организация сборных пунктов, в которых есть вся нужная тара.
    • Поиск возможностей для дальнейшего использования масла.
    • Обеспечение контроля, создание отчетности.
    • Осуществление инструктажа по технике безопасности при взаимодействии с отходами.

    Отработанное масло подлежит утилизации. Альтернативный вариант – регенерация для повторного применения сырья.

    Особенности учета

    Учет отработанного масла – это работа специально назначенных лиц с соответствующей ответственностью. Для учета нужно создать журнал движения отходов. Ведением его занимаются ответственные лица. Их нужно назначить приказом руководителя. Эти лица будут нести ответственность за правдивостью всех сведений, вносимых в журнал. Учет выполняется бухгалтерами на основании накладных.

    Отработанные масла – это вторичные материальные ресурсы. Стоимость выбывающих отходов на основании пункта 11 ПБУ 10/99 фиксируется в составе прочих трат. Для учета используются эти записи:

    • ДТ1060 КТ20, 31. Оприходование возвратных отходов в складское помещение.
    • ДТ62 КТ91. Признание выручки от продажи отходов.
    • ДТ91 КТ68, субсчет «Расчеты по НДС». Начисление НДС.
    • ДТ91 КТ1060. Списание стоимости проданных возвратов.

    В пункте 5 Положения по бухучету ПБУ 5/98, установленного приказом Минфина №25н от 15 июня 1998 года, указано, что отработка принимается к учету по реальной себестоимости. Фактическая себестоимость – это совокупность затрат фирмы, связанных с приобретением сырья. В число расходов можно включить эти суммы:

    • Таможенные пошлины.
    • Суммы по договору.
    • Расходы на консультационные услуги.
    • Траты на заготовку сырья.

    Сырье может быть получено безвозмездно. В этом случае оно учитывается по рыночной стоимости.

    Как утилизируется моторное масло

    Существуют разные способы утилизации масел. К примеру, это может быть восстановление состава при помощи фильтров, транспортировка на предприятия по переработке сырья, регенерация, сжигание масла.

    Как утилизируют отработанное масло

    В цивилизованных странах давно разделяют мусор и отправляют ГСМ на вторичную переработку. Теперь эта возможность есть и в нашей стране. Куда сдать отработанное автомобильное и фритюрное масло, как этот простой шаг поможет природе и что делают с отработкой на заводах – об этом читайте далее.

    Зачем нужно утилизировать масло?

    Использованные масла опасны для людей и животных: они содержат полиолефины, карбены, смолы, асфальтены и механический осадок. Попадая в организм человека, они увеличивают риск развития рака, бесплодия и мутаций плода.

    Определенная доля отработанных ГСМ сегодня сжигается, другая – утилизируется, но наибольшие объемы сливаются в водоемы, почву, канализацию, а потом попадают в воду и выращенные плоды.

    В России перерабатывается не больше 20% масел. В мире на переработку уходит только ¼ произведенных горюче-смазочных материалов. В то же время в странах Европы это дело поставлено на поток: например, в Германии очищается и используется 55% отработанных ГСМ. Сбор, сдача и утилизация отработанного масла контролируются законодательством многих европейских стран.

    Зачем это нужно делать?!

    Во-первых, ради здоровья – собственного и своих детей, будущих потомков. Ведь загрязнения не исчезают из почвы и воды сами по себе, а накапливаются, и рано или поздно начнут попадать в питьевую воду и пищу.

    Во-вторых, ради экономической выгоды. В России действуют фирмы, принимающие отработанное моторное масло за деньги – около 10 рублей за литр, в зависимости от объемов. Все больше предпринимателей покупают специальное оборудование и организуют прибыльный бизнес – мини-завод по переработке масел.

    В-третьих, вторичное использование снижает потребность в добыче нефти. Задумайтесь: для производства 1 литра моторного масла нужно 67,2 литра нефти или всего 1,6 литра отработки. В процессе выработки нефти разрушаются целые экосистемы, переработка же намного менее опасна для экологии.

    Утилизация автомобильного масла

    В отработанном моторном масле содержатся продукты окисления, которые образуют осадок и мешают маслу выполнять свою смазочную функцию. Сливать его на землю, в водоемы, мусорный бак и канализацию нельзя. Выброшенное в природу, масло из двигателя отравляет почву и воду, убивает животных, птиц и рыб, и очень долго разлагается. Его причисляют к опасным отходам.

    Факт: 1 литр машинного масла превращает 1 миллион литров питьевой воды в техническую.

    Что делают с ГСМ на заводах по переработке?

    Читайте также:  Покраска дисков в черный цвет своими руками

    Переработка отработанного масла проходит в четыре этапа:

    1. Очистка от механических частиц. Для этого сырье отстаивается в течение нескольких дней и переливается, а затем пропускается через фильтр. Второй способ очистки – сепарация, в процессе которой сырье подвергается центрифугированию.
    2. Выпаривание и перегонка. С помощью выпаривания удаляется вода и другие легко закипающие примеси.
    3. Физико-химическая очистка. Применяется адсорбция (пропускание сырья через твердые пористые материалы, в которых оседают примеси), коагуляция (воздействие веществами-коагулянтами, током, а также перемешивание, охлаждение или нагрев), селективное растворение (добавление растворителей) и термовакуумная сушка.
    4. Химическая очистка. Производится с помощью кислот (обычно серной) и щелочей.
    5. Фильтрация с помощью мембран.

    Таким способом производятся базовые масла, из которых получают гидравлические, трансмиссионные масла, смазочно-охлаждающие жидкости и дизельное топливо (соляру). Наиболее выгодна переработка масла в дизельное топливо, используемое в двигателях железнодорожного транспорта, грузовых автомобилей, кораблей, военной и сельскохозяйственной техники, а также в дизельных генераторах. Соляра применяется для отопления в специальных дизельных котельных.

    Утилизация масла из трансформаторов

    Трансформаторные масла применяют на предприятиях для охлаждения трансформаторов, выключателей, реакторов. Менять их рекомендуется каждые 25 лет. Как правило, масло регулярно очищают, удаляя продукты окисления, фильтруют и восстанавливают, что позволяет максимально увеличить срок его работы. Однако вопрос утилизации трансформаторного масла все же стоит достаточно остро, так как со временем оно теряет свои свойства, а отходы этого типа опасны для окружающей среды.

    Трансформаторное масло утилизируется несколькими способами:

    Регенерация – наиболее экономически выгодная утилизация отходов (масла из трансформаторов). В ходе регенерации сырье освобождают от примесей, выпаривают и очищают химическими веществами. При этом 80-90% отработки превращаются в чистый продукт, и лишь 10% становятся отходами.

    Утилизация пищевого масла

    Пищевой жир, получаемый в процессе жарки продуктов, имеет высокую вязкость и засоряет трубы канализации. Поэтому не рекомендуется выливать масло из фритюрницы или сковороды в унитаз или раковину. Повторно использовать его тоже не получится, из-за наличия канцерогенов и взвесей сгоревших кусочков пищи.

    Растительный жир, оставшийся после жарки во фритюре, можно сдать на завод по переработке. Для этого его нужно остудить, процедить через ситечко и слить в чистые емкости, желательно пластиковые. Его можно накопить или использовать вторично. Из отработанного растительного жира варят мыло, делают инсектицид для растений, мастерят лампы, смазывают маслом инструменты и даже производят биодизель в домашних условиях.

    На предприятиях по переработке пищевой жир очищают с помощью воды, спирта и фильтров. Из полученного продукта изготавливают хозяйственное мыло, олифу, краски, промышленные лаки и биодизельное топливо. В Европе утилизация фритюрного масла очень распространена: его собирают в ресторанах, кафе и у граждан с целью производства биодизеля. Также проводится утилизация камбузного масла на судах, масляных отходов армейской кухни. Биодизель используется как топливо в автомобильном транспорте и дизельных генераторах.

    Переработка канистр

    Сдать на переработку можно не только использованное масло, но и емкости, в которых оно хранилось. Посмотрите на дно своих канистр, есть ли там отметка – цифра в окружении стрелок, либо аббревиатура на латинице. В нашей стране на переработку можно сдать упаковку с маркировкой 1, 2, 5 и 6, а также с любой аббревиатурой в треугольнике из стрелок. Пластик, на котором нет отметок, не перерабатывается.

    Канистры из-под автомобильного и пищевого масла – это, как правило, либо полиэтилен высокого давления (пометка HDPE на дне канистры), либо поливинилхлорид (пометка PVC), либо полиэтилентерефталат (PET2).

    Полиэтилен высокого давления используется вторично для производства одноразовой посуды, пакетов, бутылок для чистящих и моющих средств, канистр. Из переработанного PET2 делают упаковку для бытовой химии, канистры, трубы, мусорные контейнеры, ручки, упаковку для воды и молока. А вот поливинилхлорид (ПВХ), из которого состоят бутылки из-под растительного отработанного масла, практически не перерабатывается и выделяет при сжигании канцерогены.

    Сбросить канистры, а также другой накопившийся у вас пластик, можно в специальные цветные сетки для сбора, которые стоят во многих городах. Для того, чтобы найти ближайшую к вашему дому сетку, наберите в поисковике «Карта сеток для пластика (город)» или «Куда выбросить пластик в (городе)». С каждым годом число этих сеток растет, как и количество граждан, готовых разделять мусор.

    Кстати, пластик составляет около 40-50% выбрасываемого мусора

    Куда сдать отработку

    Отработанное масло принимают специализированные компании – бесплатно или за небольшие суммы (5-10 рублей за литр). Далее закупщики перерабатывают сырье на своих заводах (для такой деятельности нужна установка по переработке) или сдают более крупным организациям в больших объемах, уже по более высокой цене. Пока бизнес по переработке масел не так популярен в России, как на Западе, но это направление очень прибыльное, поэтому число переработчиков будет расти.

    Для работы с отходами 1 — 4 категории опасности нужно получить лицензию. Лицензия на переработку выдается при условии наличия специализированного транспорта для перевозки отходов, инвентаря для работы с ними, персонала с нужными навыками и регулярных инструктажей людей о работе с опасными отходами. Где выдают лицензию на переработку? Пакет документов нужно подать в местный офис Росприроднадзора.

    Чтобы найти предприятия, закупающие отработку в вашем городе, воспользуйтесь гугл-поиском. Владельцы кафе, ресторанов и гостиниц, автомастерские могут заключить договор на утилизацию, чтобы сдавать отработку регулярно и с гарантиями оплаты. Кстати, многие СТО оставляют у себя слитое моторное масло, копят и сдают его, получая дополнительную прибыль. Также некоторые частные лица закупают отработанные ГСМ для отопления помещений.

    Кроме того, вы можете использовать их в хозяйстве – как смазку для движущихся механизмов, петель, замков, велосипедных цепей, или как средство для защиты от ржавчины. Возможна утилизация масла, моторного, пищевого или гидравлического, с помощью сжигания в специальных печах или комбинированных котлах. Однако, при горении ГСМ выделяют вредные вещества, и необходима установка дорогих фильтров для очистки дыма.

    Если вас интересует, как сделать установку по переработке самому, отвечаем: невозможно самостоятельно сконструировать такое оборудование. Готовый мини-завод с достаточной производительностью обойдется вам в 1 миллион рублей.

    Смотрите видео о том, как переработать моторное масло в дизельное топливо своими руками, используя дистиллятор и отбеливающие компоненты:

    Итак, теперь вы знаете, что делать с отработанным маслом. Осталось найти тару для его сбора, выбрать подходящий способ утилизации, и, самое главное, изменить устоявшиеся привычки. Никогда не поздно стать более экологически осознанным.

    Утилизация отработанного масла

    По дорогам мира колесят миллионы машин, на заводах функционируют миллионы агрегатов, изготавливающих товары для населения и промышленных предприятий. Все механизмы нуждаются в смазке. Её роль играет масло — нефтепродукт, который можно использовать в течение установленного срока, а затем нужно слить и заменить на свежий аналог. Утилизация отработанного масла – проблема не только России, но и большинства государств мира. Опасный продукт выливают в неположенных местах не только автовладельцы, но и промышленные компании.

    Отработку следует утилизировать по правилам. Ни в коем случае нельзя выливать отработанное масло на землю или выкидывать в мусор. Данный продукт токсичен и негативно влияет на среду, в которой мы обитаем.

    По каким причинам нельзя выливать отработанное масло?

    Большинство владельцев транспортных средств самостоятельно ухаживают за машинами. Традиционно замена автомобильного масла осуществляется после установленного производителем пробега. Меняя одну смазку на другую, многие, совершенно бездумно, выливают отработанный материал на асфальт или в грунт, который быстро впитывает отработку.

    Пора отойти от старых традиций и укрепить новые традиции, так как переработка содержит химикаты, способные причинить вред природе.

    Степень опасности отработанного масла зависит от срока эксплуатации транспортного средства. В старых авто на стенках двигателя скапливается шлам и нагар. Его частички смешиваются с отработкой и делают её ещё более опасной.

    Важно: Токсичная жидкость, попавшая в землю, отравляет вокруг себя 100 м2 пространства. Достаточно залить литр отработанного моторного масла в 1 000 литров воды, и вода станет непригодной ни для питья, ни для санитарных процедур.

    Почему необходимо утилизировать масла?

    Несложно догадаться, что машинное масло опасно. Чем больше его в воде и в почве, тем больше:

    • людей, страдающих онкологическими заболеваниями;
    • бесплодных пар;
    • мутировавших младенцев.

    Все перечисленные факторы – горе определённого человека и его семьи. На сегодняшний день в России лишь малая часть опасных отработок утилизируется соответствующим образом и превращается во вторсырьё либо сжигается. Подавляющее большинство отработанных масел выливается в канализацию, в воду или в землю.

    По статистике в России лишь 20% использованных горюче-смазочных материалов подлежит вторичному использованию.

    В европейских странах, благодаря экологическим законопроектам, перерабатывается более половины отработанных масел.

    Причины, по которым каждый автовладелец должен делать всё, чтобы отработки не попадали в окружающую среду, такие:

    1. Использование горюче-смазочных материалов в качестве вторичного сырья позволяет экономить невосполняемые ресурсы планеты.
    2. Применение вторсырья положительно сказывается на экономике государства, так как вторичный материал стоит дешевле.
    3. Не причиняется вред природе, что позволяет миллионам людей не болеть и растить здоровых полноценных детей.

    Куда сдавать отработку?

    Узнав, какой вред способно причинить отработанное масло среде, в которой мы живём, сознательные автовладельцы начинают искать ответ на вопрос, что делать с использованными горюче-смазочными материалам. Накапливать их дома – не выход из положения.

    В большинстве городов с помощью интернета можно найти компании, занимающиеся приёмом отработанных масел. Некоторые также осуществляют и переработку, другие являются посредником между населением и перерабатывающими производствами.

    Отслужившие горюче-смазочные материалы могут принимать бесплатно или с взыманием небольшой платы с тех, кто хочет утилизировать опасный материал – не более 5.00-10.00 рублей за литр.

    Если у принимающей компании имеется оборудование для переработки масел, она самостоятельно его перерабатывает. Продажа такого вторсырья – выгодный бизнес. Эксперты рынка прогнозируют быстрое его развитие. На данный момент в сегменте практически отсутствует конкуренция.

    Важно: Чтобы профессионально заниматься переработкой отработанных масел, необходимо получить лицензию в Росприроднадзоре. Документ выдают при наличии специального транспорта, оборудования и обученного персонала.

    Утилизация отработанных автомобильных, пищевых и трансформаторных масел

    Тем, кто намерен заниматься бизнесом по переработке горюче-смазочных материалов, и гражданам, которые хотят в частном порядке собирать и сдавать отработанные масла, следует знать, что сегодня применяется несколько способов переработки отслужившего материала. Остановимся на некоторых из них.

    Читайте также:  Как изготовить полироль для кузова автомобиля своими руками

    Продление срока годности в месте эксплуатации

    Чтобы смазка прослужила дольше, из неё извлекают засоряющие компоненты. Это возвращает материалу утраченные свойства и продлевает срок его эксплуатации.

    Отработанные масла могут выступать в качестве добавки к исходным видам сырья на нефтеперерабатывающих предприятиях. В результате получают новую товарную продукцию:

    Процедура регенерации

    Переработанные горюче-смазочные материалы очищают и восстанавливают. Обновлённый материал выполняет роль основы для производства смазок. Описанный цикл называют регенерацией. Её главный плюс в том, что процедуру можно повторять бесконечное множество раз. С её помощью горюче-смазочным материалам возвращают первоначальное качество. Это позволяет максимально экономить ресурсы планеты.

    Крекинг

    Данный метод относится к самым распространённым. Технический крекинг позволяет выделять из перерабатываемого сырья до 85% качественного продукта с первоначальными физическими характеристиками. В результате крекинга изменяется внутреннее строение перерабатываемого вещества.

    Полезно знать: «Крекинг» – слово, пришедшее из английского языка. «To crack» переводится как «расщеплять».

    Крекинг позволяет преобразовать отработанное масло в горючее, схожее с соляркой. Полученный продукт можно использовать для различных бытовых нужд и отопления жилых и производственных помещений.

    Процесс преобразования такой:

    1. Отработку заливают в специальный сосуд.
    2. Ёмкость нагревают, её содержимое перемешивают.
    3. Однородная масса переходит в испаритель, где подвергается сепарации.
    4. Параллельно осуществляется обезвоживание в условиях вакуума при температуре + 110°C.
    5. В создавшейся среде происходит отделение от основного материала ненужных примесей.
    6. Образовавшиеся в процессе переработки лёгкие летучие вещества конденсируются. Происходит их сжижение до консистенции бензина.
    7. Масло помещается в крекинговый котёл, где под воздействием температуры +420°C и вакуума разрушаются его молекулярные связи и структуры.
    8. Облегчённая углеводородная субстанция превращается в печное топливо.
    9. Параллельно из крекингового котла удаляются высококипящие не распавшиеся компоненты.
    10. Продукт помещается в центробежный аппарат, в котором происходит удаление адсорбций, а также нефтешламов.

    Можно применять готовое печное топливо.

    Процесс обезвоживания

    Данная процедура направлена на очистку отработанных масел, чтобы в дальнейшем использовать их как энергоносители. Полученный продукт обеспечивает теплом жилые и производственные здания. Он не подлежит дальнейшему рециклингу, так как полностью сгорает. Полученное сырьё имеет низкую себестоимость.

    Физико-химические способы утилизации отработанных масел

    Отходы масел могут утилизироваться физико-химическими методами. Рассмотрим их подробнее.

    Ионно-обменное очищение

    Суть процесса в том, что растворённые инородные примеси распадаются на ионы. Происходит этот так:

    1. Отслуживший горюче-смазочный материал смешивается перколяционно с частичками ионита размером 0,3-2 мм. Происходит это в процессе прохождения масла через ионитовую колонну.
    2. Ионы замещаются – «чистые» подвижные «грязными».

    Чтобы произошла регенерация, иониты прополаскиваются растворителем, высушиваются и активируются раствором каустической соды 5%.

    Этот способ очистки позволяет удалить из отработанного масла кислоты. Смолы задержать он не сможет.

    Технология позволяет выделить:

    В результате повышаются вязкостно-температурные показатели смазывающего материала.

    В процессе применяются различные жидкосинтетические растворяющие вещества.

    Описываемый вид очистки бывает нескольких типов:

    • непрерывная экстракция – очищение в паре колон – ректификационной и экстракционной;
    • ступенчатая экстракция — осуществляется в отстойниках-смесителях совместно с испарителем;
    • селективная очистка – воздействие на отработку пропаном.

    Адсорбционная очистка

    В основе метода лежит способность вещественных частиц вбирать впитывающими гранулами загрязняющие продукты.

    Гранулы изготавливают как из природных материалов:

    так и из искусственных, созданных людьми:

    • оксида алюминия;
    • силумина;
    • силикагеля и т. д.

    Применяется 2 метода:

    • противотока с использованием экономически невыгодного силикагеля;
    • перколяционный, образующий большое количество вредного адсорбента.

    Коагуляция

    Процесс основан на использовании коагулянтов, которые размещают в отработанном масле. Роль коагулянтов выполняют активные растворы, соединения и вещества, а также электролиты. Они связывают мусорные крупицы, что приводит к выпадению последних в осадок.

    Успешность реакции зависит от ряда факторов:

    • насколько интенсивно перемешивание;
    • количества используемых реагентов;
    • температуры.
    1. В отработанное масло добавляется коагулянт.
    2. Раствор выдерживается около получаса.
    3. Смесь отстаивается.
    4. Полученный материал фильтруют или сепарируют центрифугой.

    Важно: Недостаток физико-химических методов – высокое потребление сорбентов и их дороговизна.

    Из перечисленных методов самый дешевый безостановочная очистка в движущемся адсорбенте.

    Бизнес по переработке

    Инвесторы со средним достатком могут позволить себе запустить производство по переработке масла. Это обусловлено тем, что оборудование для таких производств обойдётся в несколько миллионов рублей, а сырьё для запуска процесса найти несложно. Позитивным фактором является и слабая конкуренция в сегменте.

    Можно организовать собственный пункт по приёмке отработанных масел бесплатно или за деньги. О том, что нужна лицензия, и где её получить, было сказано выше.

    Для запуска процесса очистки масла потребуется такое оборудование:

    • сепаратор;
    • двухуровневый фильтр;
    • 6-микронный осадочный фильтр;
    • 4-микронный фильтр;
    • установка для образования топливно-масляной смеси.

    Это один из вариантов оборудования. С его помощью можно получать чистое дизельное топливо.

    Применение вторичного масла

    Вторичное сырьё, полученное из отработанного масла, имеет много вариантов применения. В зависимости от типа переработки его можно использовать как смазку и как топливо.

    Многое из сказанного выше относится и к пищевым маслам, которые нельзя выливать в канализацию, так как из-за высокой вязкости они могут засорить трубы. Отработанное пищевое масло также можно сдавать на перерабатывающие производства. В домашних условиях из него можно варить мыло, использовать как смазку для инструментов, делать инсектицид для растительности и даже производить биодизель.

    Заключение

    Большинство граждан, не задумываясь, совершают действия, которые вредят сначала природе, а затем и людям, которые получают из природы продукты питания, воздух и воду. Отработанное масло может быть переработано вторично и принести большую пользу человечеству без вреда экологии, или попасть в окружающую среду и стать источником опасных заболеваний.

    Статья 50. Требования к обращению с отработавшими нефтепродуктами, включая отработавшие моторные масла, горюче-смазочные материалы и смазочно-охлаждающие жидкости

    Статья 50. Требования к обращению с отработавшими нефтепродуктами, включая отработавшие моторные масла, горюче-смазочные материалы и смазочно-охлаждающие жидкости

    1. Отработанные нефтепродукты, представляющие собой отходы, относящиеся к группам: синтетические и минеральные масла отработанные, синтетические и минеральные масла, потерявшие потребительские свойства, отходы эмульсий и эмульсионных смесей для механической обработки, содержащие масла или нефтепродукты, шламы нефти и нефтепродуктов, горюче-смазочные материалы, смазочные охлаждающие жидкости – подлежат особому техническому регулированию в связи с их высокой потенциальной опасностью для окружающей среды.

    2. Отработанные нефтепродукты подлежат раздельному сбору и не должны смешиваться с отходами потребления и производства. При раздельном сборе отработанных нефтепродуктов запрещается смешивание различных видов отработанных нефтепродуктов, перечисленных в пункте 6 настоящей статьи.

    3. Запрещаются открытое сжигание и сброс отработанных нефтепродуктов в канализационные и дренажные системы.

    4. Субъектами системы обращения с отработанных нефтепродуктами являются хозяйствующие субъекты, деятельность которых связана с образованием отработанных нефтепродуктов, в том числе использующие отработанные нефтепродукты на собственные технологические нужды; специализированные организации и предприятия, осуществляющие сбор, размещение, использование, утилизацию, обезвреживание и транспортирование отработанных нефтепродуктов на основании лицензий на деятельность по обращению с опасными отходами; территориальные органы специально уполномоченного государственного органа в области обращения с отходами.

    5. Устанавливают следующие виды обращения с отработанными нефтепродуктами:

    – образование и хранение отработанных нефтепродуктов;

    – использование отработанных нефтепродуктов на технологические нужды их владельцем с применением наилучших доступных технологий, прошедших государственную экологическую экспертизу;

    – сбор, использование, утилизация и обезвреживание отработанных нефтепродуктов, осуществляемые специализированными предприятиями на основании лицензий на деятельность по обращению с опасными отходами.

    6. Территориальные органы специально уполномоченного государственного органа в области обращения с отходами устанавливают для предприятий и организаций, независимо от форм собственности, объемы сбора и сроки сдачи отработанных нефтепродуктов, исходя из ежегодного потребляемого количества свежих товарных масел и рекомендуемых минимальных нормативов сбора следующих отработанных нефтепродуктов:

    – авиационные масла, в том числе масла типа МС-8, масла типа МС-20;

    – масла для карбюраторных двигателей (автолы);

    – масла моторные для дизельных двигателей;

    – дизельные масла тепловозные;

    – дизельные масла для судовых двигателей;

    – гидравлические масла, в том числе требующие сезонной замены, всесезонные;

    – индустриальные масла, в том числе без присадок, с присадками;

    – трансформаторные масла; кабельные масла;

    – масла для прокатных станов;

    – обкаточные масла, осевые нефтяные промывочные жидкости, цилиндровые масла;

    – смеси нефти и нефтепродуктов.

    7. Руководители предприятий и организаций, осуществляющих поставку и отпуск нефтепродуктов, техническое обслуживание автотранспортных средств, организуют, по согласованию с территориальным органом специально уполномоченного государственного органа в области обращения с отходами, на подведомственных территориях места для временного складирования отработанных нефтепродуктов.

    8. Организации и предприятия, имеющие специальные резервуары и территории для хранения отработанных нефтепродуктов, организуют специализированные посты (пункты) сбора по группам отработанных нефтепродуктов, сдаваемых организациями и предприятиями.

    9. Территориальные органы специально уполномоченного государственного органа в области обращения с отходами совместно с органами местного самоуправления в пределах своей компетенции организуют контроль за сбором и своевременной отправкой отработанных нефтепродуктов предприятиями и организациями, расположенными на подведомственной территории и участвующими в системе обращения с отработанными нефтепродуктами, на специализированные посты (пункты) сбора отработанных нефтепродуктов.

    10. Утилизация и удаление отработанных нефтепродуктов осуществляются специализированными предприятиями на основании лицензий на деятельность по обращению с опасными отходами с учетом наилучших доступных технологий.

    11. В качестве наилучших доступных технологий утилизации отработанных нефтепродуктов предусматриваются, в частности, регенерация отработанных масел и их переработка на основе термического крекинга.

    12. Порядок сбора, очистки, хранения, утилизации и удаления отработанных нефтепродуктов регулируется нормами специальных технических регламентов государства.

  • Ссылка на основную публикацию