Шарошки для седел клапанов

Инструмент для притирки клапанов (шарошки, зенковки) и его применение

Шарошки для седел клапанов – это инструмент, при помощи которого автомобильный двигатель (а точнее, его клапанный механизм) возвращается в работоспособное состояние после выполненного ремонта. При помощи таких шарошек, которые также называют зенкерами, восстанавливается герметичность рабочих цилиндров двигателя, что является одним из основных условий его технически исправного состояния.

Полный комплект инструментов для ремонта седел клапанов

Как работает клапанный механизм автомобильного двигателя

Чтобы вникнуть в особенности применения шарошек или зенкеров для седел клапанов, необходимо сначала разобраться в том, как действует клапанный механизм двигателя автомобиля, а также в том, что может привести к появлению неисправностей в его работе.

Каждый из цилиндров любого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) работает совместно с двумя клапанами, один из которых является впускным, а второй – выпускным. Работа ДВС осуществляется за счет повторяющихся процессов (циклов). Каждый из таких процессов заключается в том, что в рабочий цилиндр подается топливная смесь. Это происходит при открытии впускного клапана. После его закрытия и сгорания топливной смеси из цилиндра необходимо вывести отработанные газы, что и обеспечивается открытием выпускного клапана. Впускной и выпускной клапаны, находясь в закрытом состоянии, должны обеспечивать полную герметичность рабочего цилиндра.

Схема клапанного механизма двигателя внутреннего сгорания

В процессе работы двигателя клапаны подвергаются как значительным механическим нагрузкам, так и различным воздействиям агрессивной среды, в которой они эксплуатируются:

  • термическим;
  • механическим;
  • динамическим;
  • химическим.

Чтобы клапаны были в состоянии выдерживать такие серьезные воздействия на протяжении длительного времени, для их изготовления используют высоколегированный стальной сплав, в химическом составе которого содержится значительное количество хрома и никеля.

В процессе эксплуатации седла клапанов изнашиваются в различной степени

Конструкция клапанов состоит из двух основных элементов: направляющего штока и головки, которая может иметь плоскую, выпуклую или тюльпанообразную форму. Направляющий шток клапана может быть полностью цилиндрическим или выполненным с фасонной проточкой, которая необходима для более надежной фиксации пружины.

То, что в клапанном механизме ДВС появились неисправности, можно определить по нескольким признакам, наиболее явными из которых являются:

  • снижение мощности двигателя, что отражается на скоростных характеристиках автомобиля;
  • нестабильная работа ДВС на любых оборотах;
  • неестественный стук, раздающийся из моторного отсека автомобиля;
  • большое количество дыма, выходящего из выхлопной трубы.

Появление зазора между клапаном и его посадочным местом приводит к образованию нагара, а в дальнейшем и к прогару седла клапана

Если говорить о наиболее распространенных неисправностях ДВС, связанных с его клапанным механизмом, то к ним относятся:

  • появление зазора между корпусом блока цилиндров и головкой, которой оснащен такой блок, что связано с их неплотным прилеганием друг к другу (этот зазор, образующийся по ряду причин, приводит к разгерметизации системы);
  • образование в местах, где клапан контактирует с блоком цилиндров, кокса и нагара (такой нагар не дает клапану полностью закрыть цилиндр, что также ведет к разгерметизации системы).

Инструменты для ремонта клапанного механизма

Наиболее распространенным инструментом для ремонта седел клапанов является шарошка (зенкер). Следует иметь в виду, что такой зенкер – это не зенковка, посредством которой осуществляют зенкование.

Специалисты, профессионально занимающиеся ремонтом двигателей автомобилей, стараются сразу приобрести набор шарошек для ГБЦ (головки блока цилиндров). В таком наборе шарошек для клапанов есть инструменты с различными геометрическими параметрами, что позволяет оптимально подобрать их для двигателя автомобиля определенной марки.

Читайте также:  Регулировка карбюратора ГАЗ-53 своими руками: и устройство

Для приведения седел клапанов в нужную форму потребуется шесть зенкеров: три для выпускного и три для впускного клапанов

В том случае, если отремонтировать двигатель своего автомобиля вы решили своими руками, не обязательно приобретать набор шарошек, можно купить один зенкер, параметры которого точно соответствуют характеристикам ДВС вашего транспортного средства.

Такой инструмент для ремонта седел клапанов, как шарошка, работает по принципу фрезы, снимая с седла клапана образовавшийся нагар и тонкий слой металла. Оснащенная твердосплавными режущими зубьями, расположенными на конусной рабочей части, шарошка крепится на оправку, для чего в ее корпусе имеется специальное отверстие. Угол, под которым выполнена рабочая часть шарошки, может находиться в интервале 15–60°. Именно такой угол является основным параметром инструмента, используемого для прирезки седел клапанов.

Шарошка вращается с помощью ключа с шестигранным отверстием, обеспечивающим легкую и точную установку

Как восстановить седла клапанов

В том случае, если предполагается не замена седел клапанов на новые, а восстановление старых, ремонтные работы выполняются в следующей последовательности:

  1. Головка блока цилиндров располагается на ровной поверхности.
  2. Шарошка фиксируется на оправке, устанавливаемой в патрон станка.
  3. Ось инструмента совмещается с осью отверстия в ГБЦ, предназначенном для направляющего штока клапана.
  4. Медленно и без сильного нажима вращая шарошку по часовой стрелке, с рабочей поверхности седла клапана снимают нагар и тонкий слой металла.

Обработка рабочей фаски седла шарошкой с углом в 45 градусов

Следует иметь в виду, что на седле клапана необходимо обработать три фаски: верхнюю, рабочую и нижнюю. Для обработки каждой из таких фасок используется свой зенкер, имеющий определенный угол наклона режущей части.

Схема обработки седла клапана (на примере двигателя ВАЗ)

Так выглядит фаска седла на различных стадиях работы

Для обеспечения максимально плотного контакта головки клапана с рабочей поверхностью седла после обработки зенкером необходимо выполнить их притирку. Такая операция, для осуществления которой используется абразивная паста, часто проводится вручную. Чтобы выполнить ее быстрее и с минимальными трудозатратами, можно использовать инструмент для притирки клапанов, в качестве которого может выступать обычная дрель.

В том случае, если выполняется не восстановление, а замена седла клапана, и при этом на новые заменяются и сами клапаны, процедуру притирки сопрягаемых поверхностей можно не выполнять.

Наборы зенковок (шарошки) ремонта седел клапанов двигателей ЯМЗ в Балашихе

MACTAK Набор фрез для правки седел клапанов, 28-65 мм.

ATA-0032 Набор зенкеров регулируемых для расточки седел.

Набор твердосплавных зенковок для автомобиля Икарус (ВК.

Набор для замены маслосъемных колпачков и направляющих.

Шарошки седел клапанов ВАЗ 01-07, ЗМЗ-406

ОАО САИ 10645 Набор зенкеров победитовых для ремонта се.

Набор фрез для ремонта седел форсунок дизельного двигат.

Набор фрез для правки(чистки) седел дизельных форсунок.

Набор фрез для правки седел дизельных форсунок, кейс, 6.

Шарошки седел клапанов ВАЗ 08-099 6-зубьев

Фреза для седел клапанов NEO 11-218

Регулировочные шайбы клапанов Ваз 2108

103-15006C Набор фрез для правки сёдел дизельных форсун.

Шарошки седел клапанов ГАЗ 2410-31029

Шарошки (зенковки) КАМАЗ (9лучей)

103-13014C Набор фрез для правки сёдел клапанов, 28-65.

Набор зенковок ВАЗ 01-07 6 зуб. САИ-1, шарошки

Набор зенковок ВАЗ 08-09 6 зуб. САИ-3, шарошки

Наборы зенкеров для ремонта сёдел клапанов ОАО САИ Шаро.

Читайте также:  Замена масла в двигателе Citroen C4 Aircross

ОАО САИ 10634 Набор зенкеров победитовых для ремонта се.

ОАО САИ 11193 Набор зенкеров для ремонта сёдел клапанов.

Набор зенкеров победитовых для ремонта седел клапанов д.

Набор для ремонта клапанных седел ВАЗ-2108-099 АвтоДело

Шарошки седел клапанов ВАЗ-2112 16-ти клапанный двигате.

MACTAK Набор фрез для правки седел дизельных форсунок.

Набор для притирки седел форсунок дизельного двигателя.

Набор фрез для правки седел клапанов, 28-65 мм, кейс, 1.

Набор зенкеров регулируемых для расточки седел клапанов.

Набор для ремонта клапанных седел МТЗ,ЮМЗ (двигатель Д-.

Набор для очистки седел дизельных форсунок 67-2001 AIST

ОАО САИ 12231-обн Набор зенкеров для ремонта седел клап.

Набор инструментов для ремонта седел клапанов 13 предме.

Набор фрез для правки сёдел дизельных форсунок, кейс, 6.

ОАО САИ 12683 Набор зенкеров победитовых для ремонта се.

Набор фрез для правки сёдел клапанов, 28-65 мм, кейс, 1.

ОАО САИ 11941 Набор зенкеров для ремонта сёдел клапанов.

Набор для очистки седел дизельных форсунок 67-2001 AIST

Набор фрез для правки сёдел клапанов, 28-65 мм, кейс, 1.

Набор зенкеров регулируемых для расточки седел клапанов.

ОАО САИ 12053 Набор зенкеров победитовых для ремонта сё.

Набор для ремонта клапанных седел КАМАЗ 9 зубов АвтоДел.

ОАО САИ 10405 Набор зенкеров для ремонта сёдел клапанов.

Набор зенкеров победитовых для ремонта седел клапанов д.

MACTAK Набор фрез для правки седел дизельных форсунок.

Комплект зенкеров для ремонта двигателя

Набор зенкеров регулируемых для расточки седел клапанов.

Набор зенкеров регулируемых для расточки седел клапанов.

Набор фрез для правки сёдел дизельных форсунок, кейс, 6.

Набор фрез для правки сёдел дизельных форсунок, кейс, 6.

Набор зенкеров победитовых для ремонта седел клапанов д.

Набор для притирки седел форсунок дизельного двигателя.

Фреза для седел клапанов NEO 11-218

Набор фрез для правки сёдел клапанов Мастак 14 предмето.

Шарошки седел клапанов (19 предметов) KOMATCU

MACTAK Набор фрез для правки седел клапанов, 28-65 мм.

Шарошки (зенковки) ГАЗ-53 (9лучей)

Набор инструментов для зенковки седла инжектора Kamasa-.

Набор для ремонта клапанных седел ВАЗ-2108-099 Экспресс.

ОАО САИ 11940 Набор зенкеров для ремонта сёдел клапанов.

Набор разверток для ремонта седел форсунок на дизельных.

Шарошки седел клапанов ГАЗ 2410 7зубов

Шарошки седел клапанов ГАЗ 2410 7зубов

Набор инструментов для зенковки седла инжектора Kamasa-.

Шарошки седел клапанов ВАЗ-2112 16-ти клапанный двигате.

ОАО САИ 12075 Набор зенкеров для ремонта сёдел клапанов.

Набор зенкеров победитовых для ремонта сёдел клапанов д.

Набор для притирки седел форсунок дизельного двигателя.

Набор фрез для правки сёдел клапанов, 28-65 мм, кейс, 1.

Набор для ремонта клапанных седел ВАЗ-2101-07 Экспресс.

Набор для притирки седел форсунок дизельного двигателя.

Набор фрез для правки седел клапанов, 28-65 мм, кейс, 1.

Сорокин Набор для чистки седел дизельных форсунок (8 пр.

Фреза для седел клапанов NEO 11-218

Набор зенкеров для ремонта сёдел клапанов победитовые 2.

Шарошки седел клапанов ГАЗ 2410-31029

JTC Набор для ремонта седел клапанов, 13 предметов. JTC.

Шарошки для седел клапанов

После ремонта двигателя все его системы должны быть восстановлены до работоспособного состояния. Это относится и к клапанному механизму. При самостоятельном ремонте герметичность в цилиндрах можно восстановить с помощью шарошки для седел клапанов. Также этот инструмент называется зенкером.

Читайте также:  Двигатель 2112 не набирает обороты: Автосервис Краснодар

Работа клапанного механизма в автомобиле

Для каждого цилиндра двигателя предусмотрено минимум два клапана: впускной и выпускной. Открытие и закрытие их происходит по очереди. При открытии впускного – в камеру сгорания поступает топливная смесь. Затем он закрывается, и смесь сгорает. Отработанные выхлопные газы удаляются при открытии выпускного клапана. Такие циклы происходят в течение всего времени работы мотора.

Работа клапанов происходит при неблагоприятных условиях. Агрессивная среда практически постоянно подвергает их различным воздействиям:

  • механическим;
  • термическим;
  • химическим;
  • динамическим.

Ручная обработка фасок

Для обеспечения максимально долговечной работы клапана изготавливают из высоколегированной прочной стали. В состав сплава входят хром и никель с высоким процентным содержанием.

Клапаны состоят из направляющего штока и рабочей головки, которая имеет плоскую или выпуклую форму, а также бывает тюльпанообразной. Хвостовая часть штока изготовлена с цилиндрической или фасонной проточкой, помогающей при фиксации пружины.

Неисправности в работе механизма проявляются в снижении выходной мощности силовой установки. Кроме этого, заметна нестабильная работа мотора при любых оборотах. Наиболее частыми поломками являются:

  • неплотное прилегание головки к корпусу, после чего образуется зазор, снижающий герметичность системы;
  • появление кокса или нагара, блокирующее полное закрытие клапана, что также ведет к разгерметизации.

Корпус, требующий ремонта

Признаками неправильной работы механизма являются клубы дыма из выхлопной трубы и неестественный стук из моторного отсека при значительной выработке на штоках.

Выбор инструмента для ремонта

Для проведения ремонта с клапанным механизмом понадобятся зенкер или шарошка для клапанов. Это два названия одного и того же приспособления. Специальные наборы для проведения таких операций продаются с конструкционно заданными углами, но иногда требуют дополнительных настроек под определенный автомобиль. Перед механической обработкой нужно провести измерения и сверить реальные размеры с чертежными.

Шарошка представляет собой стальной конус с установленными по конической поверхности несколькими резцами из твердосплавных напаек. Вдоль оси конуса находится отверстие для крепления инструмента на оправку. Необходимо подбирать такие зенкеры по рабочему углу конической поверхности. Он может быть от 15 до 60 градусов.

Проведение работы

На цилиндрическую оправку надеваем режущий инструмент. Далее его фиксируем и опускаем осью в отверстие для штока клапана. Таким образом происходит центрация рабочего инструмента с осью отверстий.

Обработка с помощью приспособления

Вращать необходимо медленно, без сильного нажима. Проворачивается инструмент по часовой стрелке, ножами к телу корпуса.

На седлах инженеры предусмотрели три фаски:

Для каждой из них нужен отдельный инструмент со своим углом наклона. Последовательность выполнения таких операций можно подбирать самостоятельно, но желательно, чтобы правка рабочей фаски проводилась в последнюю очередь. Так можно избавиться от лишних заусенцев.

Сформированная фаска должна быть под углом, который указан в технической документации автомобиля. Для выявления площади контакта проводится притирка. Необходимо, чтобы сопряжение с клапаном происходило по всей поверхности фаски, а не смещалось в какую-либо сторону по оси. В таком случае понадобится повторно провести обработку зенкером.

При установлении новых клапанов, дополнительной долгой притирки для сопряжения не требуется. Если клапаны ставятся старые, то необходимо с помощью абразива провести притирание поверхности седла и клапана. Операция выполняется вручную в течение нескольких минут. Результат в гаражных условиях можно проверить с помощью небольшого количества керосина. Он не должен просачиваться между притертыми поверхностями при закрытом положении системы.