Выхлопная система ВАЗ 2109 (21099)

Восстановление работоспособности выхлопной системы автомобиля ВАЗ 2109

Основная функция выхлопной системы любого автомобиля заключается в выводе газов, прошедших обработку. Строение выводящей структуры не отличается высокой сложностью, однако, ее значение для автомобиля и окружающей среды достаточно большое. Именно из-за этого, подавляющее число защитников природы сетуют на бензиновые двигатели. Но ситуация могла бы быть еще плачевнее без серьезной работы инженеров-проектировщиков, разрабатывающих очистительные устройства.

Таким образом, технологическое оснащение позволяет фильтровать отработанные газообразные продукты, с практически полной очисткой от токсичных продуктов. После соответствующей обработки, в атмосферу попадают газы, вредоносность которых не превышает допустимые показатели, установленные на уровне мирового сообщества. В качестве примера, разберем систему выведения отработанных газов автомобиля ВАЗ 2109.

Особенности устройства системы

Строение системы выведения отработанных газов имеет схожую структуру на всех автомобилях отечественного производства. Одним из таких примеров является ВАЗ 2109.

Выхлопная система рассматриваемого автомобиля подразумевает следующее строение:

  • Труба приемного типа. В полость трубы монтирован зонд специального назначения. В область возможностей устройства входит обработка состава выделяемых газов, что позволяет проводить анализ смеси, используемой в качестве горючей жидкости и, согласно поступающим данным, осуществлять необходимые изменения, что подразумевает контроль качества жидкости;
  • После приемной трубы монтируется каталитический нейтрализатор. В основу функций данного элемента входит очистка газовой смеси от вредных элементов, что является главной задачей системы выведения;
  • Дополнительный глушитель. Фиксация данного элемента осуществляется с помощью хомута. Место его крепления располагается на каталитическом нейтрализаторе. Дополнительный глушитель устанавливается с целью снижения показателей образуемых звуковых волн;
  • Основной глушитель. Данный элемент закрепляется на дополнительном глушителе с помощью идентичного хомута. Его функция сопоставима с функцией дополнительного глушителя.

Обращая внимание на выхлопную систему нового автомобиля ВАЗ 2109, то можно заметить что она установлена на резиновых крепежных подвесах, вкрученных в дно.

Основные причины потери работоспособности

Несмотря на многие нюансы, структура выхлопной системы рассматриваемого автомобиля отличается высоким уровнем качества. Так как конструкция достаточно простая, ломаться там практически нечему, разве что, возможно нарушение структуры глушителя. Чаще всего, снижение работоспособности глушителя происходит в результате появления пробоин. Пробитый глушитель для дорог с некачественным покрытием является обычным делом.

Демонтаж и восстановление основного глушителя

Довольно часто, пользуясь автомобилем ВАЗ 2109, возникают проблемы с работоспособностью глушителя. Зачастую это происходит в результате небрежной езды, когда автомобиль наезжает на кочку или яму. Появляется пробоина, которая и нарушает работу. Эксплуатация автомобиля, с нарушенной системой вывода отработанных газов, ограничивается специальной технической регламентацией. Так или иначе, для восстановления работоспособности необходим ремонт элемента, отвечающего за нейтрализацию звуковых колебаний.

Решение проблемы возможно с помощью двух способов. Первый способ не подразумевает серьезных манипуляций, достаточно сменить старый глушитель на новый. Второй способ позволяет восстановить поврежденный элемент, устранив последствия с помощью сварки. Использование сварочного аппарата, в ремонтных целях, возможно, только при наличии соответствующего опыта.

Без должной подготовки, целесообразнее обратиться за помощью к специалистам. Но несмотря на это, замена глушителя является необходимым мероприятием. Чтобы это сделать, нужно знать особенности проведения ремонтного процесса. Для начала, следует подготовить рабочие инструменты. Более удобному снятию глушителя способствует наличие торцевой головки на 13 и ключ, устроенный особенным образом, который зачастую носит название трещотки.

Для проведения мероприятия понадобится смотровая яма или подъемник. В целях безопасности, стоит убедиться в том, что выхлопная система полностью остыла после эксплуатации автомобиля.

Осуществив подготовительные мероприятия и убедившись в рабочей температуре глушителя, можно приступать к его снятию:

  1. Основной глушитель соединен с резонатором, чтобы демонтировать глушитель, следует для начала отцепить его от резонатора. В данном случае, основное внимание уделяется стяжному хомуту. Установив место его расположения, требуется использовать накидной ключ. Удерживая им гайку крепления и сохраняя зафиксированное положение, посредством трещотки, отвинчивается болт;
  2. Сняв болт, появляется возможность снятия хомута, чтобы в последующем разъединить элементы;
  3. Добившись разъединения элементов, без лишних движений, снимается передняя часть глушителя, находящаяся на подвеске с резиновой оболочкой. Таким образом, извлекается вся система вывода выхлопных газов целиком.

Получив глушитель в извлеченном состоянии, можно проводить восстановительные работы, либо осуществить обычную замену. Монтаж нового устройства не составляет особых затруднений, достаточно провести все операции в обратном порядке.

Демонтаж дополнительного глушителя

Процесс замены дополнительного глушителя также не вызывает затруднений, достаточно немного разобраться в сути сего мероприятия. Для начала, основной глушитель отсоединяется от дополнительного. Помимо этого, элемент соединяется с каталитическим нейтрализатором, который также следует отсоединить. Проводится это с помощью ключа, накидного типа. Им откручиваются 2 болта.

После этого, элемент немного подымается и освобождается от прорезиненных частей подвески. При возникновении сложностей, используется твердый металлический предмет, типа отвертки. Демонтаж дополнительного глушителя более простой. Монтаж новой детали или восстановленной, проводится по порядку, только уже в обратной последовательности.

Мероприятия по замене каталитического нейтрализатора

Работоспособность данного элемента достаточно высокая. Нарушение его функционирования, достаточно редкий случай, однако, понимание и знание основ его демонтажа и ремонта, в будущем, смогут весьма облегчить жизнь. Прежде, чем начать ремонт, следует ознакомиться с правилами безопасности. Все элементы, так или иначе задействованные в процессе выведения отработанных газов, во время работы нагреваются до высоких температур. Катализатор не исключение, его температура может превышать отметку в 600 ?С. На его остывание потребуется больше времени, нежели на охлаждение глушителей.

Снятие катализатора возможно по следующей схеме:

  • Для начала, каталитический нейтрализатор освобождается от глушителя дополнительного типа. При откручивании болтов, используется накидной ключ, с целью фиксации гаек;
  • После этого, идентичным способом, катализатор освобождается от приемной трубки, на которой он держится с помощью болтов;
  • Удалив все возможные крепления, каталитический нейтрализатор может быть вынут из прорезиненной подвесной части автомобиля.

Ознакомившись с информацией, можно сделать определенные выводы о сложности ремонта. Все работы, по сути, вполне осуществимы без посторонней помощи, главное условие — наличие инструментов. Наибольшее внимание отводится безопасности, так как решить проблему работоспособности автомобиля можно без проблем, чего не скажешь о здоровье организма.

Неисправности глушителей на ВАЗ 2108-2109 и порядок их замены

Глушитель протянут по всей длине кузова автомобиля и выводится из-под задней части для избавления от выхлопных газов. Главной задачей любого глушителя считается понижение уровня шума и преобразование звуковых волн в тепловые. То есть без выхлопной системы автомобиль не может работать в принципе. С глушителями для автомобилей ВАЗ 2108/2109 ситуация складывается довольно сложная: можно сказать, что труба для вывода отработанных газов — это самое «больное» место этих моделей. Поэтому владелец должен заранее подготовиться к тому, что рано или поздно ему придётся столкнуться с неисправностями «глушака» и самостоятельно произвести замену этой части машины.

Глушитель на ВАЗ 2108/2109

Сегодня автомагазины предлагают большой выбор оригинальных и тюнингованных глушителей для автомобилей ВАЗ 2108 и ВАЗ 2109. Конструктивно все они похожи, единственное различие — это срок службы.

Оригинальные глушители высокого качества изготавливаются на самом «АвтоВАЗе». При этом в изготовлении используются как алюминий, так и нержавеющая сталь, благодаря чему стенки корпуса долго не прогорают. Самодельные механизмы и подделки быстро выходят из строя, так как толщина стенки резонатора должна быть не менее 2 мм.

Глушитель выполнен из нержавеющей стали, что придаёт ему долговечности

Устройство

Вся выхлопная система ВАЗ 2108/2109 состоит из трёх элементов:

дополнительный глушитель (или резонатор);

Все три элемента соединяются между собой концами труб, которые идеально входят друг в друга и полностью герметизируют внутреннее пространство. Для надёжности фиксации используются также армированные прокладки. Труба крепится к выпускному коллектору двигателя — для этого используется плоский фланец и четыре шпильки.

Задняя часть устройства (непосредственно выпускная труба) фиксируется к днищу пятью резиновыми подвесками. Она составлена из двух труб, первая подсоединяется к фланцу у коллектора, вторая — к газоприёмнику.

Резонатор (или дополнительный глушитель) представляет собой бочонок, внутри которого имеются перегородки и расположена трубка с отверстиями. Проходя через отверстия, звуки и шумы попадают в камеры резонатора и быстро преобразуются в тепловую энергию.

По своему строению основной «глушак» схож с конструкцией резонатора. Он также собран закатным методом, то есть без применения сварочного аппарата. Такая методика позволяет избежать коррозии.

1-фланец, 2-армированная прокладка, 3-крепёжная скоба, 4-основной глушитель, 5 и 7-подвесные резинки, 6-резонатор, 8-скобы, 9-катализатор, 10-вставка, 11 и 12 — крепления к коллектору

То есть система отвода выработанных газов на ВАЗ 2108/2109 устроена точно так же, как и на предыдущих моделях ВАЗ. Единственное отличие имеется в глушителях «девятки» — там установлен каталитический нейтрализатор (на инжекторных версиях). Задача катализатора — снизить токсичность выбросов в окружающую среду и повысить продуктивность мотора за счёт низкой сопротивляемости выхлопов.

Как определить неисправность глушителя

Выявить неполадки в работе глушителя можно самому, причём не обладая специальными познаниями в автомобилестроении. Прежде всего, во время езды иногда наблюдайте за составом выхлопных газов. Если при нажатии на педаль газа из трубы вырывается чёрный дым, то, вероятно, механизм прожжён и имеет дыры.

Опытные автолюбители знают, что лучше не доводить состояние своего «глушака» до критического, а заранее выявлять мельчайшие неисправности:

Проверьте, раздаются ли во время езды стуки и бульканье в выхлопной трубе.

Поднимите машину на домкрат, осмотрите выхлопную трубу. На всех частях не должно быть ржавчины, прогара или дыр.

Понаблюдайте, не капает ли с мест соединений труб глушителя влага. Скопление конденсата быстро приведёт к образованию ржавчины и коррозии металла.

Оцените, насколько сильно греется двигатель после коротких поездок. Если мотор серьёзно перегревается, то это может служить первым сигналом к тому, что выхлопная система работает некорректно.

Если застучал глушитель

Чаще всего автолюбители жалуются на то, что устройство начинает сильно стучать во время езды. При этом удары трубы могут производиться либо об корпус бензобака, либо о кузов автомобиля.

Стуки могут быть очень громкими, что ведёт не только к снижению комфорта езды, но и к быстрой деформации самого глушителя. В этих случаях необходимо сразу же принять меры для изоляции трубы от бака или кузова:

поменять подвесные резинки (вполне возможно, что в процессе эксплуатации они сильно вытянулись и уже не могут удерживать трубу на одном месте);

если стук начался после замены устройства, то необходимо провернуть фланец крепления и убедиться, что все прокладки стоят на своих местах ровно;

если глушитель был заменён на «кооперативный», самодельный или от другой модели авто, то нужно постараться, чтобы все крепёжные соединения и стыки точно соответствовали оригиналу.

В случае сильного раскачивания трубы необходимо заменить резинки на новые

Если ни одна из этих мер не даёт результатов, придётся проложить место удара глушителя толстым куском резины. Резина устранит звук ударов и сбережёт поверхность трубы от деформации.

Что делать, если глушитель пробит

Пробить устройство можно очень просто — достаточно проехать на высокой скорости по неровной дороге. Даже утолщённые стенки трубы не могут препятствовать тому, что металл сильно деформируется, и даже могут образоваться дыры.

Законодательство Российской Федерации ясно указывает на то, что эксплуатация транспортного средства с пробитым глушителем запрещена.

Если водитель обнаружил, что механизм пробит, у него есть только два варианта действий:

Читайте также:  Как сделать из ноутбука GPS навигатор

Заменить на новый. Это самый простой способ, к тому же можно купить «глушак» кустарного производства и поставить его на машину самостоятельно.

Используя сварочный аппарат, заварить дыру в корпусе. Этот вариант более затратный, так как необходимо очень аккуратно накладывать сварочные швы, чтобы не прожечь глушитель. К тому же не всегда водитель имеет навыки работы с аппаратом и приходится обращаться к специалистам.

Эксплуатация глушителя с дырой запрещена

Как произвести замену глушителя на ВАЗ 2108/2109

В зависимости от масштабности повреждений, необходимо будет снимать и менять либо весь элемент целиком, либо только какую-либо его часть. Каждая операция выполняется быстро и легко, главное — заранее подготовить весь необходимый комплект инструментов:

торцевая головка на 13;

накидной ключ на 13;

отвёртка с плоским лезвием;

Как снять основной глушитель

Проще всего выполнять эту процедуру на эстакаде или смотровой яме. Если есть возможность, то можно воспользоваться и подъёмником. Однако чаще всего автовладельцы просто приподнимают левую заднюю часть машины на домкрат и выполняют демонтаж глушителя лёжа.

Необходимо подождать, пока выхлопная система не остынет после поездки, так как легко можно получить ожог при соприкосновении с горячим металлом. После чего можно приступать к работе:

Отсоединить основной «глушак» от резонатора. Для этого нужно найти стяжку (хомут) и выкрутить крепёжный болт. Если болт не откручивается, можно побрызгать на него смазкой WD-40.

После того как болт будет откручен, нужно снять крепёж трубы и вытащить глушитель из резонатора.

Далее можно снимать подвесные резинки — обычно основной механизм легко освобождается от них.

Основной глушитель полностью демонтирован, надо вытащить его из-под машины.

Прикипевшие и заржавевшие болтовые соединения могут затянуть процесс демонтажа

Снимаем дополнительный глушитель (резонатор)

Будем отталкиваться от того, что основной «глушак» уже снят, так как для демонтажа резонатора потребуется его снятие:

Отключить резонатор от приёмной трубы. Для этого потребуется открутить два болта.

Если болты приржавели, опять можно воспользоваться смазкой WD-40.

После выкручивания нужно приподнять резонатор и отсоединить изделие от подвесных резинок.

Если резинки не поддаются снятию, можно поддеть их плоской отвёрткой.

После чего можно вытаскивать бочонок резонатора из-под машины.

Чтобы снять резонатор с резинок, достаточно чуть приподнять его корпус и снять подвески с крючков

Как снять приёмную трубу (катализатор)

Это часть выхлопной системы практически никогда не выходит из строя. Она подключается непосредственно к выпускному коллектору, поэтому перед демонтажем нужно будет ставить на домкрат переднюю часть машины:

От коллектора отсоединяются все гайки, которыми к нему фиксируется труба.

Катализатор аккуратно вытаскивается с резиновых подвесок.

Единственное, что может вызвать затруднения — это откручивание гаек на входе в коллектор. Так как они находятся рядом с мотором, то нагреваются сильнее, чем крепёж на резонаторе или глушителе. Поэтому гайки могут просто прикипеть к металлу.

Катализатор демонтируется очень редко, так как обычно не прогорает и не деформируется на протяжении всего периода эксплуатации автомобиля

Как установить новый глушитель

Установка нового изделия должна проводиться в обратной последовательности снятию. Обычно проблем с этой процедурой не возникает. Однако автовладелец должен знать основные нюансы замены:

Обязательно нужно менять армированные уплотнители в системе.

Подвесные резинки тоже желательно заменить на новые, однако, в целом замена осуществляется на усмотрение владельца (если подвески сохраняют упругость и не имеют трещин, то ещё могут использоваться).

Для замены всех болтов рекомендуется покупать изделия из бронзы и других термостойких материалов. Все части глушителя подвергаются нагреванию, поэтому болты и гайки должны быть максимально надёжными, иначе после первой же поездки они прикипят к металлу.

Видео: замена глушителя ВАЗ 2108–2199

Разводка по двум сторонам

Двойная выхлопная система не характерна для автомобилей ВАЗ 2108–2109. Однако если развести глушитель на две стороны, то можно достичь тишины хода и более продуктивной работы двигателя. Хотя с этим тезисом согласны далеко не все водители ВАЗов:

от выхлопа нет толку,если деньги некуда девать,лучше амортизаторы хорошие купить. от них хоть польза есть,комфорт и безопасность. а если нужен просто звук, средний резонатор от 08 вварить вместо своей задней банки. вот и весь тюнинх

ArtRalli

https://2108.info/forum/threads/6429/

Двойной глушитель действительно придаёт автомобилю более солидный вид. К тому же износ труб будет не таким быстрым, так как в работе находятся сразу два устройства. Рекомендуется сразу же после резонатора приварить вторую выхлопную трубу и вывести её с правой стороны бампера. Сварочные работы лучше доверить профессионалам, так как от качества сварки будет зависеть и качество выхлопов.

Подвесками из резинок можно зацепить новый глушитель — опять-таки необходимо будет приварить крючки к днищу, чтобы на них цеплять механизм. Некоторые автовладельцы изготавливают специальные резиновые блоки, в которые входят глушители, избегая мороки с резинками. Это более надёжный способ разводки двух «глушаков», хотя и требует больших вложений.

В данном случае использованы двойные насадки на каждый глушитель

Таким образом, каждый владелец ВАЗ 2108–2109 сможет без труда выявить неисправности в работе выхлопной системы и заменить глушитель на новый, не обращаясь в СТО. К слову, водителям «восьмёрок» и «девяток» рекомендуется заранее подготовиться к проблемам с глушителями, так как они будут довольно часто выходить из строя.

Ремонт выхлопной системы ВАЗ 2109

Выхлопная система автомобиля как раз та часть, за которую мировой транспорт так ненавидят ярые защитники окружающей среды. Основной задачей этой системы, устройство, которой совсем несложно, является выпуск отработанных газов. Впрочем, все было бы гораздо хуже, если не разработки современных инженеров. Благодаря передовым технологиям в атмосферу системы выпускает уже очищенные выхлопные газы, которые соответствуют мировым экологическим стандартам безопасности. О том, как работает система, поговорим на примере автомобиля ваз 2109.

Конструктивные особенности

Устройство выхлопной системы практически у всех российских автомобилей одинаково. Типовым как раз является пример с ВАЗ 2109.

Схематически система вывода отработанных газов для этого автомобиля выглядит следующим образом:

  • Приемная труба. В ней установлен специальный зонд, прибор способен по составу отработанных газов контролировать и анализировать состав смеси, поступающей в блок цилиндров.
  • Далее, идет катализатор. Он то как раз и занимается тем, чтобы свести вредность выхлопных газов к минимуму.
  • К катализатору при помощи специального хомута, крепится дополнительный глушитель. Задача этого глушителя быть, что называется, на передовой и принимать на себя основной шумовой удар.
  • Ну и последний элемент – основной глушитель. Он прикрепляется к дополнительному при помощи такого же хомута.

Если посмотреть на систему выхлопа ВАЗ 2109 в сборе – она изначально находится в подвешенном состоянии. Держится за счет резиновых крепежных подвесов, которые, в свою очередь, вкручиваются в днище автомобиля.

Основные неисправности

Вообще, глушитель и сама выхлопная система ВАЗ обладают достаточно высокой надежностью. Фактически ломаться там почти нечему. Поэтому самое плохое, что может случиться с водителем – пробитый глушитель, причем на наших дорогах это бывает очень часто.

Глушитель ВАЗ 2109

Снятие и ремонт основного глушителя

Если после встречи с глубокой ямой, кочкой или выбоиной, автомобиль ВАЗ 2109 стал работать гораздо громче – скорее всего, пробит основной глушитель и в нем появилась дополнительная дыра. Передвигать с неисправной системой запрещает российский автомобильный технический регламент, поэтому вам не остается ничего другого, кроме как браться за ремонт глушителя.

Вообще, существует 2 самых простых варианта устранения проблемы: заменить старый глушитель ВАЗ 2109 на новый или заварить его. Заниматься сваркой самостоятельно, конечно, не стоит – тут нужны соответствующие навыки.

Однако в любом случае снять глушитель, для замены или ремонта придется, поэтому давайте поговорим как раз о том, как это сделать правильно.

В первую очередь запаситесь необходимыми инструментами. Для демонтажа глушителя понадобится:

  • Торцевая головка на 13. Чем глубже она будет, тем лучше.
  • Ключ, который многие водители называют трещоткой, и еще накидной на «13».

Весь процесс как несложно догадаться выполняется на подъемнике или на смотровой яме. Очень важно, прежде чем приступать к манипуляциям дождаться пока выхлопная система и основной глушитель полностью остынут, иначе все закончится сильными ожогами.

Если все в порядке приступает непосредственно к демонтажу глушителя:

  • Начинаем с того, что отсоединяем основной глушитель от резонатора. Для этого разыщите стяжной хомут. Прихватите гайку крепления накидным ключом и, удерживая, ее от проворачивания с помощью трещотки откручивайте сам болт.
  • После того как болт будет снят, можно разъединить и убрать сам хомут, чтобы освободить основной глушитель от резонатора.
  • Теперь аккуратно снимайте переднюю часть глушителя с прорезиненой подвески. После такого же образа вытаскивайте его с задних подвесок и все устройство вывода выхлопных газов ВАЗ 2109, можно вытаскивать наружу.

Теперь либо меняйте основной глушитель, либо заваривайте дыры. Установка его на ВАЗ 2109, производится в обратном порядке и, как правило, не вызывает особых сложностей.

Замена дополнительного глушителя

Здесь все так же совсем несложно. Весь процесс можно поделить на несколько этапов:

  • Аналогичным образом разъединяйте оба глушителя, основной и дополнительный.
  • Теперь отсоединяем устройство от катализатора. Также с помощью накидного ключа надо открутить 2 болта крепления.
  • Теперь можно слегка приподнять агрегат и отсоединить его от резиновых подвесок. Если не получается сделать это вручную можно поддеть подвески отверткой.

На этом все дополнительный глушитель снимается даже легче чем основной. Установка детали на место производится в обратном порядке.

Замена катализатора

Этот прибор очень редко выходит из строя, однако, навыки по его ремонту и демонтажу все-таки могут вам пригодиться. Важный совет прежде чем начать, учтите эта деталь в процессе работы нагревается до 600 градусов и остывает гораздо дольше нежели, основной и дополнительный глушители.

Сам процесс демонтажа схематически выглядит следующим образом:

  • Первым делом отсоединяйте катализатор от дополнительного глушителя. Не забывайте удерживать гайки с помощью накидного ключа.
  • Далее, таким же образом откручивайте болты, которые крепят катализатор к приемной трубке.
  • Все, катализатор можно аккуратно снимать с резиновой подвести вытаскивать из автомобиля.

Фактически, как вы уже поняли ремонт выхлопной трубы дело элементарное, и легко выполняется в одиночку при наличии всех необходимых инструментов. Главное, соблюдать технику безопасности.

Самостоятельно меняем глушитель на ВАЗ 2108 и 2109

4.1 Последовательность действий

  • 4.2 Видео: снимаем глушитель на ВАЗ 2109
  • 5 Сборка двойного глушителя на ВАЗ 2109
      5.1 Последовательность сборки двойного глушителя

    Устройство глушителя на ВАЗ 2108 и 2109

    Сразу следует отметить, что глушители автомобилей ВАЗ 2108 и ВАЗ 2109 практически не отличаются друг от друга по конструкции. Единственным отличием являются размеры: выхлопная труба на «девятке» на 8 см длиннее.


    Глушитель на ВАЗ 2109, корпус выполнен из нержавеющей стали

    Глушитель на автомобилях ВАЗ 2109 и 2109 состоит из двух частей:

    • глушитель основной;
    • глушитель дополнительный (он же резонатор).

    Корпус главного глушителя имеет форму трубы овального сечения и выполнен из легированной стали. В корпусе есть ряд перегородок, образующих резонаторные отсеки. Там же присутствуют два выхлопных патрубка (выпускной и впускной) и главная выхлопная труба. Все эти элементы соединены с помощью завальцовки. Точечная сварка в подобных устройствах практически не применяется, чтобы не снижать их коррозионную стойкость.

    Читайте также:  Порядок подключения высоковольтных проводов на ВАЗ 2114: подробная схема для новичков


    Устройство глушителя для ВАЗ 2109 практически на отличается от глушителя ВАЗ 2108

    Корпус резонатора представляет собой трубу круглого сечения с алюминиевым покрытием. Внутри располагается ещё одна труба с отверстиями, на концах которой есть крепёжные фланцы. С их помощью резонатор подключается к газоприёмнику автомобиля.

    Способы ремонта

    Часто путешествуя по нашим «великолепным» дорогам, вы то и дело наезжаете на всевозможные кочки, выбоины, ямы. Если после прохождения очередного подобного препятствия машина начала заметно шуметь, чего не было ранее, то самый вероятный исход — это пробоина главного глушителя. Наличие отверстия не позволяет как раньше работать спокойно, тихо и эффективно.

    Закон РФ гласит, что эксплуатировать автомобиль с пробитым глушителем запрещено. Потому единственным правильным решением будет ремонт узла.

    Отремонтировать основной глушитель можно двумя способами:

    1. Заменить на новый. Практично, легко и быстро. Подобную работу вы без проблем выполните своими руками.
    2. Заварить пробоину. Подойдет такой вариант только в том случае, если пробоину возможно заварить при ее размерах, а также у вас имеется опыт в сварке. Лучше сварку поручить профессионалам.

    Замена основного глушителя

    Чтобы снять глушитель, следуйте достаточно простой пошаговой инструкции.

    1. Вооружитесь глубокой торцевой головкой на 13, накидным ключом на 13 и трещоткой.
    2. Загоните автомобиль на смотровую яму, либо поднимите с помощью подъемника. Хотя вряд ли у вас в гараже найдется подъемник. А вот ямами оснащаются практически все гаражи в авто кооперативах.
    3. Дождитесь, пока вся выхлопная система полностью остынет, иначе ожогов не избежать.
    4. Отсоедините основной глушитель от резонатора, то есть дополнительного глушака. Чтобы сделать этого, найдите стяжной хомут. Крепежная гайка прихватывается накидным ключом, чтобы избежать проворачивания. В это же время трещоткой выкручивается болт.
    5. Открутив болт, снимите крепеж, рассоедините элементы выхлопной системы, уберите хомут и освободите основной глушитель от резонатора.
    6. Аккуратно снимите переднюю часть глушака с прорезиненной подвески.
    7. Извлеките его с задних подвесок и вытащите поврежденный элемент наружу.
    8. Дальше действуйте по обстоятельствам. Как мы отмечали, пробитый глушитель можно заварить, либо на его место установить новый.
    9. Обратная сборка проводится согласно указанной инструкции, только в противоположной последовательности.

    Выбирая новый основной глушитель, ориентируйтесь на характеристики заводского изделия. Если хотите видоизменить заднюю часть авто, на обычную трубу просто устанавливается декоративная насадка. Выдумывать что-то с модернизацией ВС следует только в том случае, если проводятся работы по технической доработке автомобиля — тюнинг.


    Демонтажные работы

    Замена резонатора

    Чтобы поменять дополнительный глушитель, действуйте согласно представленной инструкции:

    • По аналогии с предыдущим этапом, рассоедините основной и дополнительный глушители;
    • Отключите элемент от катализатора. Здесь вам приходится накидной ключ, которым откручивается пара крепежных болтов;
    • Поднимите немного агрегат и отсоедините его от подвесок из резины;
    • В некоторых случаях вручную сделать это не удается. В такой ситуации воспользуйтесь плоской отверткой, чтобы поддеть подвески;
    • Процесс демонтажа еще легче, чем в случае с основным глушителем;
    • Установка нового элемента выполняется в обратной последовательности.

    Как определить неисправность глушителя

    Понять, что глушитель автомобиля ВАЗ 2109 неисправен, несложно:

    • громкость работы двигателя резко увеличивается, мотор начинает рычать;
    • мощность двигателя при этом снижается в два, а то и в три раза;
    • в салоне пахнет выхлопными газами;
    • если водитель ничего не предпринял, рычание мотора сменяется оглушительным рёвом, который иногда может сопровождаться хлопками, похожими на пистолетные выстрелы.

    Всё это говорит о том, что в корпусе глушителя образовалась дыра. Если ничего с ней не сделать, то проблемы неизбежны:

    • при неисправном глушителе двуокись углерода, содержащаяся в выхлопных газах, может оказаться в салоне автомобиля. Этот газ не имеет цвета и запаха, но вызывает сильную головную боль и головокружение. А если воздействие двуокиси длится долго, то это может привести к смерти водителя;
    • езду с неисправным глушителем никак нельзя назвать комфортной;
    • поездки с неисправным глушителем обходятся дорого: есть правила, ограничивающие шумную езду. Нарушение этих правил может привести к штрафам.

    Дополнительная информация

    Нужный результат получался благодаря целому комплексу мер, затрагивающих буквально все элементы автомобиля: распредвал, камеры сгорания, входной и выходной коллекторы, пути отвода газов (их форму, длину и расположение) и глушители. И солидный, басовитый звук работающего мотора был лишь сопутствующим фактором настоящей прямоточной системы выхлопа. На самом деле целью создания подобного устройства было максимальное использование мощности мотора и снижение ее потерь при работе двигателя.

    И добивались этого, как уже было сказано, целым комплексом мер, реализовать которые обычному пользователю в гараже невозможно. Так что не надо строить иллюзий, что обзаведясь глушителем, в чем-то отличающимся от штатного, вы значительно увеличили мощность двигателя и улучшили динамику автомобиля. Итогом всех подобных работ будет в лучшем случае изменение звука его выхлопа. Хотя если это является вашей целью, то вы добьетесь нужного результата.

    Прямоточный глушитель, или как его обычно называют, прямоток, при установке на серийный автомобиль предназначен для изменения звука работающего мотора. Причины, по которым это делается, у каждого могут быть свои. Но стоит отдавать себе отчет, что существуют определенные нормы к уровню звукового давления, допустимого для автомобиля, при превышении которых ТС не допускается к эксплуатации. А также, что значительный шум от работающего мотора вызывает беспокойство окружающих и соседей.

    Автомобиль должен не только хорошо ехать, но и отменно звучать. Хорошая машина красивая во всех отношениях и красота это частично зависит и от звуков, которые техника издает. Эффектный звук закрытой двери, с благородным низким призвуком, приглушенное поклацывание реле поворотов, плотный шорох встречного ветра на скорости 180 км/ч. И, конечно, звук выхлопа. Именно глушитель формирует первое впечатление об автомобиле и о глушителе будем сегодня говорить.

    Содержание:

    Сборка двойного глушителя на ВАЗ 2109

    Прежде чем описывать процесс сборки двойного глушителя, хотелось бы отметить, что для успешного проведения такой сборки водителю необходимо уметь работать со сварочным аппаратом. Если таких навыков нет, намного проще будет купить готовый двойной глушитель на ВАЗ 2109 в специализированном магазине.


    Готовый двойной глушитель на ВАЗ 2109, который можно купить в автомагазине

    Основные элементы системы выхлопа

    Резонатор глушителя устанавливается сразу после приемной трубы и катализатора, а в задачи его входит нивелирование пульсаций потока газов. В разрезе он выглядит, как перфорированная труба, помещенная внутрь металлической камеры большего диаметра. Труба может изменять сечение на пути от входа до выхода газов.

    Главный глушитель может иметь конструкцию посложнее и на нем лежит основная функция по шумоподавлению. Современные системы могут иметь в устройстве задней банки глушителя практически все схемы реализации шумоподавления. Камера, через которую проходит основная труба, может иметь несколько секций, в каждой из которых происходит шумоподавление на своем уровне. Как правило, эти камеры заполнены термостойким волокнистым материалом, что еще больше демпфирует вибрации и поглощает звуковые колебания.

    Конструкция автомобильного глушителя постоянно развивается, а мы стараемся следить за новостями из конструкторских бюро самых прогрессивных автопроизводителей и тюнинг-ателье. Оставайтесь с нами, и пускай ваши глушители только ласкают слух заядлых автомобилистов. Удачных всем дорог!

    Катализатор

    Замена катализатора на «девятке» — нецелесообразная операция ввиду стоимости. Намного дешевле заменить данный элемент на пламегаситель. Выхлопная система ВАЗ-2109 (инжектор, 8 клапанов) не изменит свои характеристики, при этом выхлоп будет по-прежнему тихим. Единственное, что изменится – это токсичность газов. Выхлоп будет более едким. Итак, что для этого нужно? Сперва удаляется сам катализатор. Для этого снова понадобится набор ключей и смотровая яма. После откручивания всех крепежей деталь достается наружу. На ее место ставится пламегаситель. Идеально подойдет по размерам уже готовый пламегаситель. Таких продается масса в магазинах.

    Особенности конструкции

    У всех отечественных автомобилей выхлопная система устроена примерно одинаково. Это существенно упрощает вопрос самостоятельного ремонта без привлечения специалистов.

    Выхлопная система (ВС) включает в себя несколько основных компонентов.

    Элемент системы

    Функции

    Внутри этой трубы размещается специальный зонд. Данное устройство изучает состав отработанных газов, контролирует и анализирует состав смеси, которая идет в блок цилиндров

    Это тот самый элемент системы, который позволяет свести к минимуму вредоносность выходящих из ВС газов

    Он монтируется к катализатору при помощи специального хомута. Задача дополнительного глушителя заключается в приеме основного шума, потому на выходе из трубы звук незначительный

    Тот самый компонент, который выглядывает из-под заднего бампера вашего автомобиля. Он соединяется с дополнительным глушителем хомутом


    Основные компоненты и крепежи

    Вся система выхлопа автомобиля ВАЗ 2109 находится в подвешенном состоянии и удерживается за счет наличия крепежных резиновых подвесов. Подвесы, в свою очередь, привинчены к днищу машины.

    Популярные неисправности

    Сама по себе выхлопная система вместе с глушителем достаточно надежная, прочная за счет своей простой конструкции.

    Говоря откровенно, там нечему ломаться, если сравнивать ВС с двигателем, топливной, масляной системой и так далее.

    Самая распространенная и неприятная ситуация, которая может случиться с ВС на ВАЗ 2109 — это пробитый глушитель. Связано это с качеством наших дорог, а точнее с их отсутствием.

    Тюнинг

    Те, кто хочет изменить звук выхлопа на более спортивный, могут установить прямоточный глушитель «Стингер». Выхлопная система ВАЗ-2109 также дорабатывается путем установки паука марки «Стингер».

    В результате газы будут беспрепятственно покидать камеру сгорания. Но нужно понимать, что звук выхлопа увеличится в несколько раз. Так как в прямоточном глушителе нет таких лабиринтов, все газы идут напрямую в атмосферу.

    Машина будет звучать по-спортивному, однако о существенной прибавке мощности говорить не стоит. Более правильным решением является установка такого глушителя после модернизации мотора. Начинать можно с установки 16-клапанной головки, далее менять впускную систему, монтировать турбину и так далее. Ставить прямоток на простой вазовский двигатель нет никакого смысла. Штатная выхлопная система и так справляется с выхлопом от простого атмосферного двигателя. В случае же установки турбины на «девятку» такая доработка просто необходима.

    Где находится и принцип его работы

    Глушитель устанавливается на днище автомобиля в конце выхлопной системы.

    Как правило, перед ним, ближе к двигателю, устанавливается резонатор, который уменьшает низкочастотные колебания и в выхлопной системе играет роль дополнительного компонента.

    Не смотря на, казалось бы, небольшие размеры устройства, звуковая волна проходит через него несколько километров. Достигается это наличием внутри глушителя лабиринтов, которые ослабляют звуковые волны.

    Чем больше расстояния проходит волна, тем больше энергии она теряет и тем меньше становиться звук.

    Чтобы разобраться из чего состоит глушитель, нужно понять, какие виды устройств бывают и чем они отличаются друг от друга.

    Меняем резонатор

    Для этого нам потребуется базовый набор инструментов (рожковые ключи и головки), а также смотровая яма. Приступать к ремонту выхлопной системы ВАЗ-2109 можно, только убедившись, что она остыла. Итак, нам нужно рассоединить резонатор с глушителем с одной стороны и с катализатором с другой. Нужен накидной ключ, чтобы открутить пару болтов. Затем поднимаем резонатор и отсоединяем его от резиновых подушек. Если резонатор не поддается, нужно применить плоскую отвертку. Ею мы аккуратно сможем поддеть резиновый подвесной элемент. Дальше все просто – достаем деталь наружу и ставим на ее место новую. Сборка осуществляется в обратном порядке.

    Читайте также:  Воздушный фильтр Lada Largus: замена своими руками

    Особенности выхлопной системы ВАЗ 21099 инжектор

    Выхлопная система «девятки» требует некоторых доработок, связанных с уменьшением сопротивления выхлопного тракта.

    Самостоятельная модернизация

    Прежде чем провести тюнинг на автомобиле ВАЗ 21099 инжекторный, потребуется выяснить, как работает эта система. Исходящие выхлопные газы способствуют снижению мощности. Этот поток необходимо подавлять. Снижение его объема с целью быстрого отвода выхлопов позволяет в кратчайшие сроки заполнить камеру воздушными массами и горючим.

    Необходимо учесть, что чем больше горючей смеси будет попадать в цилиндр, тем более высокая мощность получится. При этом снижается сопротивление воздуха в любой точке глушителя и прочих элементов рассматриваемой системы. Таким образом, улучшается реакция мотора и снижается расход топлива. Отметим, что выхлопная система бывает следующих видов.

    1. Обратнопоточная, которая способствует увеличению сопротивления газов. Они, проходя через изгибы системы, теряют скорость, создавая вихревые потоки и образовывая значительное сопротивление.
    2. Прямопоточная, которая представлена в виде прямой трубы с широкой перфорацией между выходом и входом.

    Автотюнингу подвергается в основном прямоточная выхлопная система. В этом случае необходимо заменить ее элементы иными устройствами, у которых присутствуют изгибы.

    Стреляет в выхлопной трубе, что делать?

    Зачастую владельцы «девятки» не знают, почему стреляет выхлопная труба. Это связано с неотрегулированной системой холодного хода. При переизбытке соответствующей смеси мотор запускается с выстрелами в глушителе. Повышение уровня рабочей смеси связано с неисправным клапаном ее подачи.

    При засорении главного жиклера топливная смесь обедняется. Двигатель запускается с хлопками. Если автомобиль перевести в режим движения, тогда транспортное средство не сможет набрать нужную скорость для последующего перемещения. Жиклер засоряется по следующим причинам:

    • подсасывание воздуха;
    • нарушена регулировка винта качества топлива холостого хода;
    • подсос воздушных масс.

    В этом случае мотор ВАЗа перегревается, повышается расход топлива. Вода, которая находится в радиаторе, начинает кипеть. В такой ситуации, для карбюраторных 21099, выстрелы появляются в карбюраторе.

    Если предварительно включить клапан экономайзера, тогда топливная система обогатится преждевременно. Скорость автомобиля будет незначительной. Мотор, работая под большой нагрузкой, способствует появлению выстрелов в выхлопной трубе.

    Повышенный расход

    Если зависает перепускной клапан либо поршень соответствующего насоса, тогда топливная смесь поступает в недостаточном количестве. При этом мотор работает под нагрузкой. В подобной ситуации 21099 не развивает большую скорость. Зачастую автовладельцы могут наблюдать за самопроизвольной остановкой двигателя. Для такой ситуации характерен высокий расход бензина.

    Если в отстойнике насоса либо бака появилась вода, тогда мотор в холодном состоянии плохо запускается. В прогретом виде он стартует лучше. Наличие мусора в топливных трубопроводах и отстойнике может привести к тому, что двигатель не запустится.

    Это явление зачастую связано со слабой продувкой топливного трубопровода, который идет от соответствующего бака к насосу. Устранить эту проблему можно, прогрев замерзшую воду грелкой. Затем жидкость сливается. Если диафрагма прорвалась, тогда мотор «девятки» не запустится. Связано это с тем, что топливная смесь быстро повышает уровень масла в картере.

    Ручная подкачка может привести к слабому поступлению бензина либо его полному отсутствию. При неполном открытии дроссельной заслонки автомобиль не способен развить значительную скорость. В этой ситуации наблюдается существенный расход топливной жидкости. Если воздушная заслонка открыта частично, тогда происходит нарушение структуры топлива.

    Автомеханики советуют в этой ситуации перевести работу мотора с малых оборотов на большие. Если прогретый двигатель работает с перебоями, тогда нужно проверить форсунки и прочие элементы выхлопной системы. Зачастую автовладельцы ВАЗ 21099 инжекторного типа проводят ремонтные работы деталей системы питания по следующим причинам:

    • отсутствие подачи топлива с помощью насоса;
    • течь топливной смеси через соединения;
    • высокий расход топлива;
    • подсос;
    • засорение клапанов;
    • износ рычага привода соответствующего насоса.

    Чтобы выхлопная и другие системы автомобиля работали без сбоя, рекомендуется регулярно заменять воздушный фильтр. Исключить возможное попадание пыли в горючее можно, осуществляя периодический слив жидкости с помощью пробки фильтра отстойника. В противном случае промывается фильтр.

    Подсос воздуха можно определить на слух: при этом издается шипящий звук. Сила его звучания изменяется с учетом увеличения оборотов мотора. При замене основного элемента воздушного фильтра на «девятке» потребуется установить новый фильтрующий элемент вентиляции картера.

    Тюнинг ВАЗ 2109

    При усовершенствовании автомобиля люди прибегают к различным способам, которые позволяют выделить их транспортное средство среди остальных моделей. Самым быстрым и относительно дешёвым является установка двойного выхлопа. Установка более совершенной выхлопной системы, кроме внешнего вида, может придать и большей мощности за счёт более лёгкого выхлопа. Иногда автомобили нуждаются в установке двойного выхлопа при увеличении объёма и мощности двигателя, это позволит получить максимальную производительность, на которую способен автомобиль. Такой тюнинг можно осуществить и самостоятельно. При изготовлении двойного выхлопа на автомобили ВАЗ не понадобятся большие денежные вливания, а при наличии собственного инструмента и вовсе необходимо приобрести только расходные материалы.

    Виды глушителей для создания двойного выхлопа

    При изготовлении двойного выхлопа для автомобилей ВАЗ важен правильный выбор глушителей. Так, выделяют типы глушителей для выхлопных систем:

    • Резонаторные глушители, как правило, изготовлены из качественной перфорированной трубы с окружающей её камерой. Именно окружающая камера и обеспечивает глушение шумов, которые имеют определённую частоту. Иногда может быть установлено несколько резонаторов.
    • Глушитель типа «стандарт» представлен системой перегородок, которые напоминают по своему строению лабиринт. Перегородки позволяют охладить выхлопной газ, также при прохождении подобной системы звук значительно притихает. Они могут быть оборудованы перфорированными трубами.
    • Третьим типом являются прямоточные системы. Они также имеют систему по снижению шума, но она представлена специальными фильтрами и волокнами, которые установлены в середине самой трубы. Именно поэтому срок службы такого глушителя ограничивается сроком пригодности волокон внутри прямоточного глушителя.

    Особенностью выхлопной трубы данного типа является то, что она способна достаточно слабо гасить выхлопные звуки двигателя.

    При изготовлении двойного выхлопа для автомобилей ВАЗ важен правильный выбор глушителей

    Советы по правильному выбору глушителя для тюнинга

    • Основное внимание должно обращаться на вес глушителя и качество металла, из которого он изготовлен. Чем больший показатель веса глушителя, тем лучше.
    • Просмотрите качество сварочных швов: они должны быть ровными и не совсем тонкими.

    Основное внимание должно обращаться на вес глушителя и качество металла, из которого он изготовлен

    • Также нужно посмотреть на прокрашенные участки глушителя. При выявлении даже самого небольшого участка откалывания краски его брать не нужно: это первый показатель, что глушитель уже подвержен коррозийным процессам и долго вам не прослужит. Большинство предлагаемых вариантов сейчас изготовлено из сплавов или нержавеющей стали.
    • Обратите внимание на длину нового глушителя, места крепления к кузову.

    Для автомобиля ВАЗ стоит выбрать такой глушитель, который полностью вас устраивает по конструкции и уровню поглощения шумов

    Для автомобиля ВАЗ стоит выбрать такой глушитель, который полностью вас устраивает по конструкции и уровню поглощения шумов, ведь именно он сможет обеспечить комфортное передвижение на автомобиле.

    Установка готового двойного выхлопа на ВАЗ

    Наиболее простым вариантом для замены старого глушителя на двойной выхлоп является приобретение в магазине автозапчастей уже готовой конструкции двойного выхлопа. Выхлопные системы идентичны для таких автомобилей, как ВАЗ 2115 и ВАЗ 2114, подобная ситуация отмечается и для моделей 2109 и 2108. Взаимозаменяемость деталей в разных моделях позволяет подобрать оптимальную конструкцию двойного выхлопа.

    Взаимозаменяемость деталей в разных моделях позволяет подобрать оптимальную конструкцию двойного выхлопа

    При самостоятельной установке вам потребуется небольшой набор инструментов: комплект ключей и отвёртка. Для крепления также понадобятся хомуты и кронштейны крепления.

    Этапы установки двойного выхлопа

    1. Прежде всего необходимо демонтировать старый глушитель.
    2. После следует провести подвешивание правой части нового глушителя на правую часть авто (помещённого предварительно на подъёмник), при этом использовать имеющиеся подушки. При этом левую часть крепить не следует, нужно лишь соединить глушитель с резонатором, используя хомут и уплотнители.
    3. Далее необходимо провести соединение левой части глушителя с основной частью через патрубки. При этом нужно учитывать расположение прутка крепления, также необходимо рассчитать место, где будут размещены держатели в виде скоб.
    4. Необходимо с помощью дрели проделать два отверстия диаметром в 1,5 мм в лонжероне. Эти отверстия смогут крепить держатель, который привинчивается саморезами.
    5. Проделанные операции позволяют перейти к креплению основной левой части. Крепление осуществляется за счёт введения подушки глушителя непосредственно в скобообразный держатель, в подушку также вводится и пруток отвода.
    6. Противоположная сторона глушителя крепится с использованием хомутов с уплотнительными кольцами. Это крепление не должно быть слишком тугим.
    7. Все проделанные работы позволяют перейти к процессу регулировки и установления симметрии между двумя насадками выхлопных труб. Первоначально слабое затягивание соединений позволит провести доводку установки.

    Изготовление двойного выхлопа своими руками

    При наличии у вас времени, материалов и необходимых технических средств изготовить двойной выхлоп для автомобиля ВАЗ можно самостоятельно. Основные детали выхлопной системы вам придётся всё-таки приобрести. Однако при изготовлении выхлопной системы вы сможете значительно сэкономить хотя бы и на приобретении деталей.

    Опытные автомобилисты уже давно вывели два основных варианта изготовления двойного выхлопа для ВАЗов.

    1. Первый вариант предусматривает изготовление выхлопа с различными угловыми показателями обеих выхлопных труб. При этом варианте вторая труба просто вваривается сбоку в трубу, которая идёт от коллектора. При работе автомобиля на холостом ходу выход выхлопных газов из труб практически равномерен, но при больших оборотах двигателя большая часть выхлопа выходит из прямой трубы, что идёт от коллектора.

    Выхлоп с различными угловыми показателями обеих выхлопных труб

    1. Иной вариант изготовления выхлопной системы обеспечит одинаковое количество выхлопных газов с обеих труб. При этом нужно к трубе, которая идёт от коллектора, под ровными углами приварить две трубы с одинаковыми показателями углов и поворотов. Это сможет придать конструкции более эстетичный вид.

    Выхлоп с одинаковыми угловыми показателями обеих выхлопных труб

    После выбора схемы строения выхлопной системы вам необходимо перейти к следующему этапу установки собственной конструкции двойного выхлопа. При установке самостоятельно изготовленной конструкции могут возникать проблемы с отклонениями труб от расположения старых держателей. Но и это не является большой проблемой, поскольку их можно изготовить и установить самостоятельно.

    Помните, что перед установкой выхлопа собственного производства его необходимо обернуть асбестовым шнуром, который обеспечит теплоизоляцию. Она крайне необходима для того, чтобы избежать возгорания, поскольку в опасной близости расположена топливная система.

    Что касается процесса установки, то он идентичен с тем, который был указан выше.

    Чтобы более подробно ознакомиться со всеми нюансами изготовления и установки двойного выхлопа на автомобили ВАЗ, предлагаем вашему вниманию видео с более подробным описанием.

    Видео об изготовлении и установке двойного выхлопа на автомобиле ВАЗ