Декоративная отделка поверхностей – Декоративные малярные отделки

ДЕКОРАТИВНЫЕ МАЛЯРНЫЕ РАБОТЫ (1969)

В книге приведены краткие сведения по цветоведению Подробно освещены вопросы подготовки поверхностей под декоративные окраски с помощью специальных составов, приведены рецепты этих составов и способы их изготовления, подробно показана технология окраски.

Пособие содержит описание операций по фактурной отделке поверхностей торцовками, песчаными присыпками и т. д, описана отделка по трафарету, аэрография, матовка и росписи по стеклу.

Приведены способы настилки полов линолеумом и синтетическими плитками с помощью специальных приспособлений и механизмов; рассказано об устройстве бесшовных синтетических полов на различных составах.

Введение

Капитальные вложения в народное хозяйство в текущей пятилетке составят 310 млрд руб и превысят вложения предыдущего пятилетия в полтора раза Огромного размаха достигнет и капитальное строительство.

В нашей стране большое внимание уделяется жилищному строительству За семилетие (1959—1965 гг.) построено в городах и поселках жилых домов общей площадью 556 млн м 2 , то есть почти столько, сколько было построено за все годы Советской власти до 1958 г., а за пятилетку (1966—1970) будет построено около 480 млн м 2 .

Особое значение в строительных работах приобретают отделочные Они придают поверхностям красивый внешний вид, предохраняют конструкции от разрушения, создают возможность санитарного ухода за ними

В Программе Коммунистической партии Советского Союза записано, что «партия будет неустанно заботиться .. об эстетическом воспитании всех трудящихся, формировании в народе высоких художественных вкусов и культурных навыков Художественное начало еще более одухотворит труд, украсит быт и облагородит человека» 1 .

Большое место в эстетическом воспитании отводится декоративно-прикладному искусству Необходимо не только создавать красивые предметы быта — мебель, одежду, ткани и т. п, но и сделать красивыми цехи, административные помещения, лаборатории, учебные заведения, а также жилые дома.

Для современного декоративного искусства характерны выразительность и простота.

Применявшиеся в прошлом в отделке зданий многоступенчатые карнизы и пояски, выпуклые орнаментальные мотивы, картуши, розетки и другие скульптурно-архитектурные украшения потеряли свое значение. Художественно неоправданным видом украшательства являются и применявшиеся недавно всевозможные малярные разделкипод ценные породы дерева и камня. В настоящее время их заменяют колористические (цветовые) решения, обладающие большой силой эмоционального воздействия. В отделке поверхностей усиленно и небезуспешно используют интенсивные цвета. Получает признание прием двухцветной окраски стен одного и того же помещения.

Все большее место в художественной отделке зданий занимает фактурная отделка, которая заставляет цвет окраски «звучать» более глубоко, придавая помещениям парадность.

Все чаще используются и новые строительные синтетические материалы: пластические рулонные и плиточные материалы для полов самых различных цветов, синтетические ковровые покрытия, бесшовные полы с цветными инкрустациями, синтетические пленки на полотне и бумаге, древеснослоистые пластики, древесностружечные плиты, офактуренные пластмассовыми пленками или отделанные прозрачны, ми цветными лаками.

Большое значение имеет цвет и фактура этих материалов.

Научно-исследовательскими институтами Советского Союза проделана большая работа по определению влияния цвета на человека, выработаны рекомендации по созданию условий труда, оберегающих нервную систему человека от усталости, помогающей отдыху и восстановлению сил.

Цвет и фактура в настоящее время являются главными средствами декоративного оформления зданий. Познакомить учащихся с их использованием — задача настоящего пособия.

1 Программа Коммунистической партии Советского Союза М, Госполитиздат, 1969, стр. 130.

Декоративная отделка поверхностей – Декоративные малярные отделки

Флейцевание — это сглаживание штрихов и следов кисти или наложенных слоев краски сухой кистью — флейцем.

Торцевание — получение шероховатой, лишенной блеска поверхности. Операцию выполняют сухой щеткой-торцовкой легкими ударами перпендикулярно поверхности. Для масляных составов волос щетки должен быть короткий и жесткий, для клеевой — длинный и мягкий.

При торцевании нельзя делать пропусков и ударять повторно по одному и тому же месту.

Туповка — нанесение на окрашенную в один тон и высохшую поверхность различных по величине и форме пятен с помощью резиновой губки, смоченной в окрашивающем составе другого цветового тона. Маляр имеет набор губок, закрепленных в обойме. Губку насыщают краской, слегка отжимают и прикладывают к поверхности с легким нажимом.

Накатка — нанесение на окрашенную и высохшую поверхность различных рисунков другого цвета с помощью накатного устройства с набором валиков из резины или пластмассы. Резервуар устройства заполняют краской и, прижав валик к отделываемой поверхности, перемещают сверху вниз. Во время накатки необходимо следить, чтобы рисунок совпадал с рисунком предыдущей полосы.

Отделка по трафарету — нанесение на окрашенную и высохшую поверхность различных рисунков или орнаментов другого цвета или многоцветных композиций. Применяют следующие трафареты: простые прямые — для набивки рисунка бордюров и фризов в одну краску и для нанесения филенок;, обратные — для набивки рисунков бордюров и фризов в одну краску; сплошные — для отделки зеркал (расчлененных архитектурных поверхностей) при сплошном заполнении их рисунком; трафареты для припороха — шаблоны, на которых рисунок нанесен острой иглой.

Трафарет прикладывают к поверхности и марлевым тампоном, в который помещают порошок угля, слегка ударяют по проколам. По образовавшемуся контуру воспроизводят рисунок кистью от руки.

Трафареты изготовляют из плотной проваренной в олифе бумаги и картона по эскизам, которые выполняет художник. Во время работы трафарет надо плотно прижимать к окрашиваемой поверхности по предварительно отбитым мелом линиям.

Краску наносят кистью или пневмораспылением. После снятия трафарета его каждый раз необходимо вытирать ветошью, чтобы не испортить поверхность при повторном накладывании на стену.

Окрашивание панелей и гобеленов — нанесение на нижнюю часть стены и перегородки, равную по высоте 1,6-1,8 поверхности, краски другого цвета или состава. Эта часть называется панелью, а верхняя — гобеленом. Верх линии панели намечают параллельно плоскости пола, линии намечают отбивкой шнуром или специальным приспособлением.

Вытягивание филенок — нанесение одной или нескольких узких полосок, отличных по цвету от панели и гобелена, для объединения цветовых тонов разных участков в одно гармоничное целое.

Нанесение филенки состоит из отбивки (или прорисовки) линии, вытягивания филенки обычной или щелевой линейкой.

Примеры красочных составов для филенок (кг):
масляный: скипидар — 0,2, олифа натуральная или лак НЦ — 0,15, сиккатив —0,025;
бронзовый: лак НЦ — 2, порошок бронзы — 0,2;
серебряный: лак НЦ — 2, алюминиевый порошок — 0,1.

Разделка под дерево и камень — это нанесение по окрашенной и высушенной поверхности рисунка, имитирующего строение волокон дерева (дуба, ореха, березы и др.) или камня (мрамора, гранита, известняка). Эти операции выполняют с помощью резиновых или пластмассовых гребенок по заданному рисунку в несколько цветовых тонов с последующей подправкой и доводкой тампонами и кистями. Подобные операции требуют большого навыка и специальной подготовки.

Придание стеклу матовой фактуры или декоративного матового фона. Для выполнения этой операции применяют три способа:
— цинковыми белилами, которые наносят на поверхность стекла с последующей обработкой щеткой-туповкой, либо резиновыми торцовками, либо сухим марлевым тампоном по невысохшей краске;
— шлифовальными машинками, шкуркой или мокрым песком;
— пескоструйным аппаратом.

Бронзирование, серебрение — придание поверхности золотистого или серебристого тона. Кистями или аэрографическим методом наносят составы с бронзовым или алюминиевым порошком. Составы аналогичны указанным для филенок. Наиболее часто эти способы применяют при набивке многоцветных трафаретов или при накатке.

Декоративная малярная отделка

Выполнение декоративных отделок с применением водных, полуводных и безводных составов. Вытягивание филенок, основные способы. Разделка валиками и набрызгом по клеевой окраске. Создание рельефной выделки ручными элементами. Фактура “под шагрень”.

РубрикаСтроительство и архитектура
Видкурсовая работа
Языкрусский
Дата добавления22.11.2013
Размер файла353,8 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

Факультет /Институт инженерный

Кафедра гидравлики и гидротехнических сооружений

КУРСОВАЯ РАБОТА (ПРОЕКТ)

Декоративная малярная отделка

ГСЭ «Основы строительного производства»

Декоративную отделку выполняют с применением водных, полуводных и безводных составов.

Филенки – разделительные линии, наносимые обычно на стыке двух смежных разноокрашенных участков, размещенных на одной плоскости. Их выполняют только в том случае, если есть специальное указание в проекте.

Вытягивают филенки по линейки круглыми щетинными кистями или кистями из конского волоса или по трафарету (рис.1), или используют специальные приборы(например, конструкции К.Е.Бурмана (рис.2)) , применяя при масляной окраске поверхностей клеевые и масляные составы, а при клеевой и на границе масляной и клеевой окрасок – только клеевые. Важно, чтобы филенка на своем протяжении имела заданную ширину и была строго горизонтальна, вертикальна или выполнена под необходимым углом.

1)резервуар для краски

2)съемный резиновый ролик для накатывания филенок

3)войлочный диск для подачи краски

5)ось, на которой вращается диск

б)техника выполнения натягивания филенок

Поверхности, окрашенные клеевыми составами, накатывают узорными валиками (рис.3) или отделывают набрызгом (рис.4), применяя клеевые красочные составы с гармоничным цветовым сочетанием фона и наносимого рисунка.

Для накатки используют ручные инструменты, состоящие из узорного и питательного валика. Наносят рисунок прикатыванием валика снизу вверх, без пропусков, параллельными полосками.

Разделка валиками и набрызгом по клеевой окраске

А) ручным краскораспылителем, снижая подачу красочного состава до образования на выходе из форсунки прерывистой струи;

Б) машинкой, снабженной валом с закрепленными по его окружности стальными пластинками: при медленном вращении вала пластинки, зацепившись за упор, изгибаются и, спружинив, выбрасывают красочный состав отдельными брызгами на поверхность;

В) ударами кисти-ручника, о ладонь или брусок;

Г) с помощью жесткой щетинной щетки и деревянного бруска.

Создание рельефной выделки ручными элементами

Фактурную отделку выполняют пластичными шпаклевками с минимальной усадкой, для чего в состав входит гипс. Для отделки пригодны только сухие, прочные, тщательно затертые штукатурки. При повышенной тянущей способности оштукатуренные поверхности грунтуют раствором клея животного происхождения равным 8%. При подготовке раннее окрашенной поверхностей набелы водных красок очищают до основания и перетирают штукатурку, а масляные покрытия тщательно промываю раствором кальцинированной соды равной 5% или раствором кристаллической соды равной полутора-двум процентам.

Фактурный слой толщина которого 2-4 мм накладывают на поверхность, начиная с одного из углов, обычно с левой стороны. Свежеуложенный состав обрабатывают разнообразными приемами и инструментами, придавая поверхности характерную фактуру. Чаще применяют следующие виды фактурной отделки(рис.5):

«под корзинку», накладывая шпаклевку флейцем квадратами со сторонами 15-20 см;

«веерообразную», обрабатывая поверхность свежеуложенной шпаклевки полуоборотами торца маховой кисти, макловицы или гребешка; рисунок располагают горизантальными рядами, смещая каждый следующий ряд на половину диаметра;

Читайте также:  Как вывести пятна нашатырным спиртом

«вертикальными штрихами», обрабатывая слой шпаклевки концами щетины кисти или половой щетки;

«наклонными штрихами», применяя для образования рисунка гребешок или жесткую макловицу;

«волнообразными штрихами», используя для обработки жесткую кисть;

«завитками», обрабатывая свежеуложенный слой шпаклевки спиралеобразными движениями столовой ложки;

«под тростник», выполняя жесткой кистью горизонтальную штриховку фона, по которому накладывают ручкой ножа линии, изогнутые в одну сторону;

«под итальянский известняк», обрабатывая губкой отдельные места свежеуложенной светло-желтой шпаклевки, с образованием ноздреватости. После туповки губкой поверхности слегка сглаживают пластмассовым треугольником. Отвердевшую поверхность стены размечают на отдельные камни, разрезая швы ножом. Для окончательной отделки поверхность окрашивают лессировочной краской – жженой умброй, излишек которой со всех выпуклостей снимают ветошью, оставляя закрашенными углубления.

Поверхность с законченной отделкой фактуры выдерживают до полного просыхания, после чего слегка шлифуют абразивной бумагой и окрашивают масляными лессировочными составами. Часто свежеуложенный красочный слой по выпуклостям протирают ветошью, оставляя более закрашенными углубления, что повышает декоративность отделки и как бы поднимает рельеф, создавая впечатление более глубоких теней.

Фактурную отделку выполняют и цветными шпаклевочными массами с пигментами – под слоновую кость, светло-розовы и т.п. В этом случае поверхность не окрашивают.

Механизированная отделка поверхностей «под шагрень»

малярная отделка филенка фактура

Фактурой «под шагрень» отделывают бетонные и оштукатуренные поверхности, применяя гипсополимерцементный состав ГПЦ. Очищенные от пыли поверхности грунтуют поливинилацетатной эмульсией, которая разбавлена до концентрации равной 5%. Изъяны основания тщательно подмазывают гипсополимерцементной шпаклевкой.

Для механизированного шпаклевания готовят гипсополимерцементный состав, подвижность которого составляет 100-120 мм по стандартному конусу(рис.6) и наносят его в два слоя при помощи установки, используя удочку с выходным отверстием форсунки от 4 до 5 мм. Следующий слой укладывают после просыхания первого – через 2-8 ч.

При нанесении состава ГПЦ форсунку удочки держат на расстоянии 600-700 мм от обрабатываемой поверхности(рис.7), выдерживая строго вертикальное положение окрасочного факела. Шпаклевочный слой наносят толщиной от 0,8 до 1,5 мм так, чтобы образовалась однородная шероховатость по всей поверхности, которая обрабатывается. Чтобы получить мелкозернистую фактуру, поддерживают в системе давление 25-30 кПа, для крупнозернистой 15-20 кПа.

После просушивания поверхности, обработанной составом ГПЦ, можно провести ее окраску водным, полуводным или безводным составом.

Затраты труда при механизированной отделки поверхностей «под шагрень»(на 100 ),чел.-ч.

6. Простейшие малярные отделки

6. Простейшие малярные отделки

Окраска панелей. Нижнюю часть поверхностей стен — панель — окрашивают масляными, эмалевыми или эмульсионными составами, так как она быстрее пачкается и требует влажной уборки, особенно в коридорах, лестничных клетках и в помещениях, где бывает много людей. Высота панели обычно равна росту среднего человека (1,6–1,8 м).

Окраска декоративных панелей может быть выполнена клеевым колером. Клеевым колером окрашивают также часть стены, расположенную над панелью, — гобелен.

Если между панелью и потолком остается узкая полоса — фриз — ее окрашивают составом другого цвета или под цвет панели. Следует помнить, что различные размеры фриза могут зрительно уменьшать или увеличивать высоту помещения.

Границу панелей обычно размечают намеленным шнуром. Если мел применять нельзя, шнур натирают охрой или древесным углем. Охра и уголь дают четкую линию разметки; их цвет, примешиваясь к цвету красочного состава, не изменяет его. Границу панелей на поверхностях, предназначенных под окраску светлыми колерами, размечают шнуром, натертым пеплом сожженной бумаги. При разметках панелей придерживаются следующего правила: невысокую панель (до 1,5 м) размечают от уровня пола; высокую, особенно когда верхняя, остающаяся часть является фризом, — от уровня потолка; при наличии карниза — от его нижней кромки.

При разметке высоких панелей от пола граница панелей часто получается непараллельной кромке карниза из-за непараллельности уровней пола и потолка, при этом разметка кажется неряшливой. При разметке панелей на лестничных клетках необходимо следить за тем, чтобы уровень панелей был параллелен уровню пола (или потолка), площадок и маршей и имел везде одну и ту же высоту. Филенка — это декоративный элемент (линия) оформления, используемый (при правильно подобранном цвете) для объединения в одно целое различных цветовых тонов панелей, гобеленов и фризов и для оживления поверхностей стен различных комнат, окрашенных в один цвет. Цвет филенки должен соответствовать цветовым тонам обеих пограничных плоскостей или дополнительному цвету одного из колеров.

Филенки вытягивают по границе панели или фриза гобелена, а также по краям зеркала и т. п. Если панели окрашены масляной краской, а гобелены — клеевой, филенки вытягиваются для того, чтобы прикрывать следы масляных расплывов на клеевой окраске гобелена или фриза. Филенки насыщенного хроматического цвета вытягивают узкие (6–8 мм), а малонасыщенные или ахроматического тона — широкие. Перед вытягиванием филенок их место размечают на поверхности шнуром, натертым пеплом сожженной бумаги. Если при разметке панелей допущены неточности, они еще ярче будут подчеркиваться четкой линией филенки.

Вытягивают филенки различными способами: по линейке круглыми щетинными филенчатыми кистями, с помощью трафарета, а также специальных приборов.

При вытягивании филенок кистями необходимо иметь: линейку длиной около 1 м с фасками на обеих сторонах, шнур, мешочек с пеплом от сожженной бумаги, металлическую банку объемом 200–300 см 3 со шнурком для подвески (обычно банку маляр подвешивает на шее). Грани линейки перед работой натирают хозяйственным мылом. Филенчатую кисть подвязывают в зависимости от обрабатываемой поверхности: для гладкой поверхности волос оставляют более длинный, для шероховатой — короткий.

При вытягивании филенок один конец линейки прикладывают к стене, а другой держат левой рукой (рис. 171, а).

Кисть держат за конец деревянной ручки и под углом 45° к стене, передвигают слева направо вдоль линейки, так чтобы металлическая оправа кисти все время скользила по ней.

При вытягивании двойных филенок ниже первой филенки отбивают вторую линию и теми же приемами вытягивают вторую, обычно более тонкую филенку (рис. 171, б). Вытягивание вертикальных филенок показано на рис. 171, в.

Для того чтобы филенки были одинаковой ширины, филенчатой кистью вытягивают пробные участки, используя для этого различные стороны кисти и определяя, какая из них дает наиболее ровную линию. После этого делают соот ветствующую насечку на конце ручки. При последующей работе используют только эту сторону кисти. Красочный состав при вытягивании филенок должен свободно стекать с кисти. Для этого готовят пигментную густую пасту необходимого цвета, замешивая сухие пигменты на чистой воде. Пасту заклеивают раствором мездрового или костного клея в соотношении 1:8 (плиточный клей: вода).

Вязкость состава должна быть такой, чтобы он свободно стекал с кисти. Составы с избыточным количеством клея растекаются на поверхности, а с недостаточным — не дают розлива. Поэтому при заклеивании в состав сначала вводят небольшое количество клея, постепенно увеличивая его и определяя необходимое количество по розливу состава по поверхности.

Розлив заклеенного состава можно улучшить, добавляя в него хлебный квас или пиво; при этом изменяется поверхностное натяжение состава и он равномерно растекается на поверхностях, особенно масляных. По поверхностям, окрашенным масляными составами, филенку вытягивают масляным колером, иногда включая в его состав металлические порошки.

Отделка поверхностей валиком. Плоские рисунки по окрашенной поверхности накатывают валиками довольно часто. Иногда накатку рисунков валиками называют отделкой «под ситец». Преимущества этого метода отделки заключаются в разнообразии рисунков накатки, простоте выполнения, возможности исключить дорогостоящие и трудоемкие операции шпаклевания и шлифования. Узоры, наносимые валиками, разнообразны: линейные, геометрические, неопределенные или структурные, стилизованные или натуралистические мотивы растительного мира и т. п.

Узорные валики изготовляют обычно из мягкой резины; иногда валики обтягивают мягкой кожей или листовой резиной. Большую часть валиков изготовляют, наклеивая на жесткий резиновый цилиндр рисунок из микропористой резины или губки. Ширина валиков 3-20 см в зависимости от назначения: широкими валиками отделывают большие поверхности, малыми с тем же рисунком — места в углах комнаты, у дверных и оконных проемов, встроенной мебели и т. п.

Отделку поверхностей по трафаретам выполняют в декоративных целях. Трафареты изготовляют из плотной бумаги, картона, фанеры, целлулоида и других листовых материалов. Рисунок на трафарет переносят с помощью копировальной бумаги, пантографа, эпидиаскопа и т. д. Чтобы трафарет не размокал, его покрывают лаком или олифой. После высыхания на трафарете прорезают контуры рисунка. Трафареты, используемые в малярных работах, разделяются на одноцветные и многоцветные (для каждого цвета делают отдельный трафарет).

В зависимости от способа изображения рисунка трафареты бывают прямые и обратные. С помощью прямого трафарета (рис. 172, 173) получают рисунок, отличающийся от цвета фона. Обратные трафареты отличаются от прямых тем, что рисунок образуется за счет цвета фона. Набивку рисунка по трафарету производят кистью-ручником с жестким коротким волосом. При отделке набрызгом на поверхность наносят отличающийся по цвету окрасочный состав в виде мелких брызг. Набрызг выполняют кистью, щеткой, специальной машинкой для набрызга, краскопультом. Набрызг можно делать водными и неводными составами.

Туповка заключается в том, что на однотонную окрашенную поверхность наносят губкой, смоченной окрасочными составами другого цвета, пятна разной величины и формы. Отделка торцеванием заключается в сплошной обработке свежеокрашенной поверхности перпендикулярными поверхностями ударами щетки-торцовки. Окрасочный состав должен быть при этом несколько гуще, чем обычно. При этом получают шероховатую, лишенную блеска поверхность. При фактурной окраске жидкую шпаклевку наносят на поверхность и обрабатывают различными инструментами и приспособлениями для придания той или иной фактуры (борозды, штрихи, тисненные обои, тесаный камень, тростник и т. д.). После высыхания отделанную поверхность окрашивают. Если же приготовить шпаклевку с добавлением пигментов, то окрашивать не надо. Одним из видов рельефной отделки поверхностей является песчаная присыпка. При этой отделке поверхность подготавливается под высококачественную масляную окраску. Присыпку песчаного слоя делают на свежеокрашенный слой масляной краски, обработанный торцовкой. Песок наносят из пескоструйного аппарата низкого давления. Фактурная отделка декоративной крошкой применяется для отделки фасадов и интерьеров и заключается в механизированном нанесении искусственных и природных цветных крошек на поверхности, предварительно покрытые клеящими составами, после чего на отвердевшее декоративное покрытие наносят бесцветный прозрачный лак. Перед фактурной отделкой поверхность очищают и огрунтовывают поливинилацетатной краской. На высохший слой грунта меховым валиком наносят клеящий состав (поливинилацетатная краска) с добавлением маршалита и белого портландцемента состава 2:1:1. Декоративную крошку набрасывают на непросохший клеящий состав пневматическим крошкометом.

Отделочные работы в строительстве

Начало Книги Оглавление

9.3. Декоративно-малярная отделка

Отделка поверхностей мелкозернистыми декоративными покрытиями — это наиболее универсальная технология для отделки внутренних и наружных поверхностей стен зданий. Она заключается в нанесении слоев декоративных покрытий на основе мелкозернистых материалов с помощью клеящей подложки из минеральных или полимерминеральных пастовых составов. Декоративные покрытия получают путем одновременного нанесения пневматическим распылителем клеящего состава и мелкозернистых дробленых, материалов с последующей защитой покрытия (при необходимости) бесцветным прозрачным лаком или гидрофобизирующими жидкостями. Требуемый цвет покрытия получают в результате использования декоративных свойств естественных и искусственных дробленых материалов, а также цвета клеящей подложки. При устройстве покрытий на поверхностях внутри зданий в качестве клеящих подложек применяют полимерминеральные составы, а при отделке наружных поверхностей — полимерцементные пасты. Отделываемые поверхности должны быть соответственно подготовлены, т.е. очищены от пыли и грязи, а дефектные места заделаны и прогрунтованы, как при обычной малярной отделке (см. гл. 6).

Читайте также:  Расчет стропил деревянных: нагрузки, количества, длины, фермы системы дома из дерева, калькулятор, СНиП

Технологические операции по выполнению рассматриваемого вида декоративных покрытий выполняют в такой последовательности: подготовка средств подмащивания, люлек, экранов для защиты оконных проемов, инструмента и средств механизации; подготовка поверхностей; приготовление клеящих- составов и подготовка мелкозернистых материалов (фракционирование, смачивание, подбор по цвету, грунтование поверхностей) ; нанесение клеящего состава с одновременным распылением по свеженанесенному слою мелкозернистых материалов; гидрофобизация, интенсификация цвета и закрепление (при необходимости) лицевого слоя покрытия.

В качестве вяжущих материалов для мелкозернистой декоративной отделки в полимерцементных растворах применяют пластифицированную поливинилацетатную дисперсию (50 % -ной концентрации), белый, цветной и серый портландцементы. В полимерминеральных составах для связующих используют поливинилацетатные краски ВДА-17 и ВДА-27, латекс СКС-65ГП, клей “Бустилат”, безолифные шпатлевки и др. Наполнителями в полимерцементных и полимерминеральных составах служат тонкодисперсные материалы: мел, мраморная или известковая мука, маршалит и др. В качестве заполнителей в полимерцементных растворах следует использовать мелкозернистые или искусственные пески, полученные при дроблении 256

пород фракции до 0,15 мм. Такие пески должны содержать не более 2% водорастворимых сернистых и сернокислотных соединений.

Мелкозернистые декоративные материалы получают из естественных и искусственных каменных материалов: гранитов, кварцитов, мрамора, плотного известняка, доломита, цветных стекловидных шлаков, боя стекла и других путем дробления на центробежных дробилках до размера 1,25. 2,5 или 2,5. 5 мм. Декоративный дробленый материал различных фракций и цветов хранят в контейнерах и бункерах на крытых складах и заготавливают в количестве, необходимом для отделки одного здания. В качестве закрепляющих и защитных составов при отделке наружных поверхностей зданий применяют бесцветный прозрачный лак АК-113, при отделке внутренних поверхностей — нитроцеллюлозные НЦ-279, НЦ-598 и перхлорвиниловый ХВ-148 лаки. Гидрофобизаторами при этом служат 1 % растворы гидрофобизирующих жидкостей ГКЖ-10 или ГКЖ-11 и др.

Составы для грунтовки внутренних и наружных поверхностей состоят из полимерного связующего, используемого в качестве клеящей основы, разбавленного водой полимерацетатных красок ВДА-17 и ВДА-27 или латекса СКС-65Ш, разбавленного водой в соотношении 1 : 1 (латекс : вода). Клеящей основой при создании декоративных покрытий на фасадах зданий являются полимерцементные пастовые составы, а при отделке внутренних поверхностей стен — полимерминеральные составы (табл. 9.5).

Таблица 9.5. Рекомендуемые составы клеящих основ

Грунтовочный состав приготовляют в диспергаторах или смесителях турбулентного типа путем перемешивания полимерного связующего, применяемого для клеящей основы, с водой до однородной массы вязкостью 20 с по ВЗ-4, причем вначале в смеситель наливают 2/з необходимого количества воды и постепенно добавляют латекс или краску ВДА-17, а затем остальную воду.

Полимерминеральные клеящие составы приготовляют в смесителях турбулентного типа СО-43Б которые загружают в следующем порядке: сначала безолифную полимерминеральную шпатлевку или клей “Бустилат”, а затем полимерное связующее, на котором изготовлена шпатлевка. В случае применения клея в качестве связующего используют латекс СКС-65ГП, который вводят до получения отделочной пастообразной массы подвижностью с осадкой стандартного конуса 10,5. 11 см. Шпатлевку перемешивают с полимерным связующим в течение 5 мин. При необходимости этот состав можно разбавить водой, которую заливают при работающем смесителе. Жизнедеятельность полимерминеральных составов, т.е. время, при котором сохраняются клеящие свойства, — не более 30 мин.

Полимерцементные составы приготовляют в смесителях любого типа. При этом загружают сначала в смеситель цемент и тонкодисперсный наполнитель, перемешивая их в течение 10 мин до получения однородной смеси; затем небольшими порциями добавляют полимерные связующие (краски, латексы, дисперсии, эмульсии и др.), предварительно разведенные небольшим количеством воды из расчета 0,4. 0,5 ч. воды на 1 л полимерного связующего. При необходимости для увеличения подвижности добавляют воду при включенном смесителе и перемешивают до получения пасты подвижностью 11 см по стандартному конусу. Для приготовления цветных клеящих составов применяют щелочестойкие минеральные пигменты в количестве 1. 10 % от массы связующего (в зависимости от заданного цвета покрытия). В полимерцементные клеящие составы пигменты вводят в сухом виде при смешении цемента с наполнителем, а в полимерминеральные – в виде пасты, приготовленной смешением связующего с пигментом. Готовые цветные полимерцементные и полимерминеральные клеящие составы перед использованием необходимо потереть в краскотерке.

Технологические операции по нанесению декоративного покрытия из мелкозернистых материалов внутри помещений выполняют в следующем порядке: грунтование поверхности стен; приклейка защитных полос или установка инвентарных реек в местах образования рустов; нанесение клеящего состава; распыление дробленых мелкозернистых материалов по свеженанесенному клеящему слою. Грунтование поверхностей производят валиком, периодически смоченным водным раствором краски ВДА-27 вязкостью 20 с по вискозиметру ВЗ-4 или латексом СКС-65, разбавленным водой в соотношении 1:3.

Клеящий состав наносят по высохшему грунту. Его толщина зависит от крупности применяемого дробленого мелкозернистого материала. Она должна быть равна половине наибольшего диаметра зерен дробленки. Средства механизации для нанесения клеящих составов выбирают в зависимости от объема работ. Для нанесения полимерминерального состава применяют меховые валики или модернизированные распылители конструкции ЦНИИОМТП, работающие при давлении сжатого воздуха 0,5 МПа, поступающего от компрессора СО-7Б, а также средства механизации, предназначенные для малярных работ (СО-158, СО-154, СО-169).

Мелкозернистый дробленый материал наносят ручными крошкометами или пневмоагрегатом, созданным ЦНИИОМТП.

Рис. 9.2. Пневмоагрегат конструкции ЦНИИОМТП: / – передвижная емкость; 2 – дозатор; 3 – шланг подачи материала; 4 – трубопровод; 5 – эжектор; 6 – регулирующая ручка; 7 – загрузочный люк; 8 – предохранительный клапан; 9 – двухколесная тележка; 10 –

Пневмоагрегат (рис. 9.2) состоит из передвижной металлической емкости 1 вместимостью 60 л; дозатора 2, регулирующего расход мелкозернистого материала, и эжектора 5, который с одной стороны (меньшим сечением) через шланг присоединен к компрессору СО-7Б, а с другой — к соплу-распылителю с регулируемым щелевым отверстием, изменяющимся в зависимости от фракции Применяемого мелкозернистого материала. Пневмоагрегат работает под давлением 0,01 МПа, за счет которого пневмотранспортирует к месту укладки мелкозернистый материал с расходом 1,8. 2,5 кг/мин. Для равномерной подачи дробленых зерен на отделываемые поверхности сопло-распылитель пневмоагрегата необходимо держать на расстоянии 0,4. 0,5 м от поверхности, подлежащей отделке. Защитное покрытие на основе бесцветных лаков наносят на готовую подсушенную поверхность внутренних стен с помощью воздушного пистолета-распылителя. Расход лака 100 т/м2. В зимнее время работы производят только в отапливаемых помещениях с температурой не ниже + 10 С. В летнее время при температуре выше +3 С запрещается производить эти работы.

Декоративное покрытие на основе мелкозернистых материалов на наружные поверхности и элементы зданий наносят с инвентарных подвесных люлек, телескопических вышек или трубчатых лесов. При этом предварительно ведут подготовку и грунтовку поверхностей вышеописанными способами. На грунтованную поверхность наносят клеящую основу из полимерцементных постовых составов в один или два слоя в зависимости от размеров дробленых материалов. Остальные технологические операции, выполняемые при наружном декорировании, аналогичны внутренним работам. При необходимости затвердевшее декоративное покрытие на наружных стенах подвергают поверхностной гидрофобизации жидкостями ГКЖ-10, ГКЖ-11 с помощью пневматических распылителей. Декоративная отделка поверхностей под фактуру шагрень находит все большее распространение в строительной практике. Применение комплексного шпатлевочно-окрасочного состава для практически однослойного нанесения лицевого покрытия (толщиной 0,5. 2,5 мм) обрабатываемых стен и потолков позволяет исключить ручные процессы по шпатлеванию и благодаря полной механизации работ сократить количество операций традиционной клеевой окраски с 7. 13 до 2 (расшивка трещин и подмазка крупных раковин с последующим нанесением шпатлевочно-окрасочного состава). Этим обеспечивается достижение высокопроизводительной качественной окраски с выработкой на одного рабочего в смену до 350 м2, что в 3. 4 раза превышает производительность маляра по сравнению с традиционной технологией окрашивания. Мелкая шероховатая фактура шагрень не дает бликов и скрывает дефекты обрабатываемых поверхностей, что значительно улучшает внешний вид интерьеров. Декоративную отделку под фактуру шагрень используют для механизированной отделки бетонных, кирпичных, асбестоцементных и штукатурных поверхностей стен и конструкций зданий промышленного, жилищного и культурно-бытового назначения как в заводских условиях, так и в построечных. В качестве исходного материала для декоративной окраски стен и потолков применяют клеевые шпатлевочно-окрасочные мастики на основе органического связующего — карбоксиметилцеллюлозы (КМЦ). наполнителей и пигментов, приготовляемых централизованно на механизированных установках.

Составы (ч. по массе) наиболее употребляемых

фактурных мастик для окраски стен

Мука мраморная или известковая

Мука мраморная или известковая

Примечание. В качестве атмосферостойких пигментов могут использоваться: двуокись титана, сурик железный, охра сухая, окись хрома, а также голубой, синий, зеленый пигменты и др. Расход воды представлен ориентировочно. Воду следует вводить до получения рабочей консистенции мастики 6. 10 см по конусу СтройЦНИЛ.

Приготовление начинают с растворения клея КМЦ и хозяйственного мыла в горячей воде при температуре 50. 60 °С; время набухания и растворения клея КМЦ составляет 16. 20 ч. Затем отдозированные сухие компоненты: асбест, раствор клея КМЦ и мыла подают в мешалку, где осуществляется тщательное перемешивание. Затем смешанные компоненты поступают в краскотерку, из которой готовую мастику в герметических емкостях, с массой до 40 кг каждая, отгружают потребителям.

Институтом “Укроргтехстрой” Минстроя УССР разработана комплексно-механизированная технология выполнения декоративной отделки поверхностей под шагрень на основе созданного им шпатлевочно-окрасочного агрегата “Универсал-2” (рис. 9.3, а), основу которого составляет поршневой насос с пневмоприводом. Пневмопривод состоит из двух пневмоцилиндров со штоками 3 и золотниковым механизмом управления 7 с пробковым краном 8.

Рис. 9.3. Конструктивная схема шпатлевочно-окрасочного агрегата “Универсал-2”:

а – общий вид; б — удочка; 1 — тележка; 2 – рама; 3 — шток; 4 — кран пробковый; 5 — зубчатое зацепление; 6 – пневмоцилиндр; 7 -золотниковый механизм; 8 – кран пробковый; 9 – поршень пневмоцилиндра; 10 — бункер; 11 — поршень резиновый; 12 – блок цилиндров; 13 – клапан с резиновым уплотнением; 14 – пружина пластинчатая; 15 — коробка клапанная; 16, 19, 20 – краны пробковые; 17-рукав; 18 – удочка; 21 – воздухопровод

Читайте также:  Утепление пола со стороны подвала в деревянном доме

Поршневой насос состоит из блока рабочих цилиндров 12, чашеобразных резиновых поршней 11, закрепленных на штоках пневмоцилиндров, клапанной коробки 15, плоской пластинчатой пружины 14, на концах которой крепятся клапан 13 со сменными резиновыми уплотнениями;1 Клапаны в нерабочем состоянии агрегата закрывают отверстие в обеих гильзах блока цилиндров одновременно, обеспечивая герметизацию днища бункера 10. Пространство под клапанами закрыто клапанной коробкой (приемной камерой), соединяемой с помощью материалопровода 22 с удочкой 18. При работе агрегата сжатый воздух от компрессора через открытый пробковый кран 8 поступает в золотниковый механизм 7 и через него — в один из пневмоцилиндров, поршень 9 которого при этом движется вниз. Синхронно с ним вверх поднимается поршень второго пневмоцилиндра, рабочая полость которого соединена с атмосферой через золотниковый механизм. Синхронное движение поршней 9 пневмоцилиндров обеспечивается зубчатым зацеплением 5, состоящим из зубчатой рейки и шестерни. Когда первый поршень достигает крайнего нижнего положения, в нижней части гильзы пневмоцилиндра открывается отверстие, через которое сжатый воздух устремляется по отводной трубе в золотниковый механизм, давит на торец золотника и перебрасывает его на подачу воздуха во второй пневмоцилиндр. При поступлении воздуха в этот цилиндр его поршень движется вниз, нагнетая шпатлевочно-окрасочный состав из бункера в клапанную приемную коробку. Одновременно первый поршень через зубчатое зацепление 5 возвращается в свое верхнее положение. Далее циклы материалопровод повторяются, обеспечивая равномерную подачу шпатлевочно-окрасочного состава к удочке с дистанционным управлением посредством крана 19, к форсунке которой по рукаву 17 от компрессора поступает воздух, распыляющий мастику на обрабатываемую поверхность. Средняя рабочая производительность при толщине слоя покрытия 2 мм — 180 м2/ч; вместимость бункера-70 л; рабочее давление в пневмоцилиндрах – 0,5 МПа; расчетное давление в приемной камере — 1,8 МПа; давление воздуха, подаваемого к форсунке, – 0,15. 0,3 МПа; габаритные размеры: длина 880 мм, ширина 534 мм, высота 1040 мм; масса 77 кг.

Работы по нанесению шпатлевочно-окрасочных составов выполняются звеном из двух человек: маляры III и IV разрядов.

Операции по подготовке поверхностей потолков и стен для отделки под шагрень осуществляют в такой последовательности: очищают поверхности от набрызгав раствора; расшивают трещины; подмазывают отдельные места. При подготовке поверхностей для отделки особое внимание необходимо придавать удалению жировых пятен. На железобетонной поверхности их выжигают паяльной лампой, предварительно смочив места с пятнами бензином.

Окраску потолков начинают с установки агрегата “Универсал-2” на рабочее место и проверки его исправности. Затем агрегат заправляют шпатлевочно-окрасочным составом, регулируют давление до необходимого уровня 0,3 МПа и, включив агрегат в работу, наносят состав на поверхность потолка с помощью удочки с форсункой (рис. 9.3, б). Для этого первый маляр правой рукой берет удочку за рукоятку, а левой рукой манипулирует краном управления. Факел распыления регулируется над емкостью агрегата. Диаметр факела должен составлять 400. 500 мм. При работе факел направляется перпендикулярно поверхности потолка: расстояние от форсунки до окрашиваемой поверхности должно быть 0,5. 1,0 м. Нанесение состава производят плавными возвратно-поступательными движениями удочки до получения равномерной толщины слоя. Закончив отделку одной полосы, первый маляр движется в обратном направлении. Перекрытие первой полосы второй – 100. 150 мм. При окраске потолков нужно обращать внимание на то, чтобы маляр наносил шпатлевочно-окрасочный состав полосами, идущими вдоль естественного светового потока, падающего из окон. В процессе нанесения состава второй маляр обслуживает агрегат, заправляя его бункер по мере расходования составом, следит за работой агрегата и компрессора, переносит шланги. Во время работы первый и второй маляры меняются местами.

Окраску стен выполняют аналогично отделке потолков. Однако планируемая толщина отделочного слоя и шероховатость шагрени при нанесении шпатлевочно-окрасочного состава на стены достигается за счет увеличения густоты состава (примерно в 1,5 раза по сравнению с составом для потолков) и снижения давления воздуха от 0,3 до 0,15 МПа.

Операции по нанесению шпатлевочно-окрасочного состава на поверхности стен выполняются так: отбивают линию верха окраски; устанавливают агрегат на рабочее место и проверяют его исправность; заправляют емкость шпатлевочно-окрасочным составом; производят отводку верхней и нижней границ окраски с помощью специального щитка; выполняют нанесение состава на поверхность стены, периодически заполняя емкость агрегата по мере его расходования. При работе маляры должны пользоваться инвентарными средствами (столиками-подмостями, складными подмостями и др.).

При низких наружных температурах в отделываемых помещениях должна поддерживаться температура воздуха не ниже 10 С в течение 2 сут до начала работ по отделке при относительной влажности не выше 70 %. После окончания отделочных работ температура должна быть 10С не менее 12 сут. Температура окрасочных составов также не должна снижаться менее 10 °С

Приемка выполненных работ производится после высыхания отделочных покрытий и образования прочного сцепления их с отделываемой поверхностью. Покрытие должно иметь однородную и однотонную фактуру с проектной высотой рельефа; не допускаются трещины, отслоения, пятна, потеки, местные исправления, выделяющиеся на общем фоне. Линии сопряжений поверхностей, окрашенных в разные цвета, должны быть ровными, одинаковой ширины, не иметь видимых стыков по высоте рельефа.

К художественным декоративно-малярным отделкам также относят: вытягивание филенок, торцевание, отделка по трафарету, отделка под дерево и мрамор, декоративный камень, шелк, аэрографические отделки, бронзирование, золочение и др. Методы производства этих отделок подробно рассмотрены в специальной справочной литературе по малярным работам.

Варианты декоративной отделки окрашенных поверхностей

Используя различные варианты декоративной отделки, вы сможете нанести на стены разнообразные рисунки, создать на их поверхности подобие полноцветных объемных изображений. Такая окраска не только экономит материалы, деньги, но и предоставляет натурам творческим, экспериментирующим возможность создать на стенах и потолке своей комнаты (квартиры) любые рисунки, орнаменты, живописные полотна.

Отделка набрызгом — самый простой вариант отделки, выполнение которого доступно даже начинающим. Любая отделка проводится по высохшей краске. Вручную набрызг выполняют при помощи маховой кисти. Ее берут в правую руку, смачивают в краске, излишки отжимают. В левую руку берут палку, подносят ее к поверхности на определенное расстояние и ударяют по ней кистью. При этом краска стряхивается с кисти и оставляет на поверхности брызги. Размер брызг, их очертания зависят от того, насколько близко от поверхности держат палку и как сильно ударяют по ней кистью. При пробном набрызге (на куске фанеры, окрашенной в цвет стен) можно определить нужное расстояние и рассчитать силу удара.
Если, кроме вышеназванных инструментов и приспособлений, для отделки применить сетки с сечениями различного размера и формы, то вы сможете изменить рисунок набрызга. Сетку укрепляют в рамке, прижимают к отделываемой поверхности и проводят набрызг так же, как описано выше

Трафареты . Рисунки любой формы и сложности, одно- и многоцветные, можно нанести на предварительно окрашенную поверхность методом набивки с помощью трафаретов. Трафареты готовят по эскизам, из плотной бумаги или картона, которые для прочности олифят несколько раз и высушивают. Бумагу нарезают листами нужного размера, на них наносят рисунок и вырезают острым ножом. Для точного нанесения рисунка на срезе трафарета делают метку-надрез, которую при передвижении трафарета совмещают с линией разметки. При набивке многоцветного рисунка для каждого цвета готовят отдельный трафарет.

Техника набивки по трафарету такова: трафарет плотно прижимают левой рукой к поверхности, а правой набивают рисунок ручником нужного размера. Кисть обмакивают в краску, хорошо отжимают, чтобы она была полусухой. Краску не размазывают, а вбивают несильными (чтобы не было брызг) ударами, стараясь равномерно заполнить все пространство внутри трафарета.
После набивки трафарет удаляют, на поверхности остается точная копия изображения. При набивке разным цветом каждый последующий слой наносят новой кистью (или чисто промывают перед сменой цвета) по высушенному предыдущему. Трафарет время от времени вытирают, чтобы удалить краску, особенно с той стороны, которая прикладывается к поверхности стены или потолка.
С помощью трафарета набивают рисунки как на стенах, так и на потолке, используют для отделки поверхности целиком или только для фризов, бордов, гобеленов

Резиновые штампы и валики . Нанести рисунок на поверхность можно с помощью резиновых штампов и валиков, которые изготавливаются на заводах из мягкой резины или формопласта. Этот метод отделки экономичнее и быстрее уже описанных.
Полосы резины с вырезанными на них рисунками крепят (приклеивают) к деревянной терке такого же размера, формы и получают штамп. Его обмакивают в колере, лишней краске дают стечь, а затем прикладывают к поверхности, прижимают, и рисунок готов.
Валики могут быть двух видов: с резервуаром для краски и без него. Крепят валик в специальном станке. В нем для работы используются два соприкасающихся друг с другом валика: фигурный из резины и гладкий из резиновой губки или поролона.
Гладкий валик смачивают в краске, слегка отжимают и крепят в станке. Во время работы (накатки) гладкий валик окрашивает выступающие участки фигурного (рисунчатого) валика, тот прижимается к поверхности и оставляет на ней рисунок. Периодически гладкий валик смачивают в краске, важно следить и за силой нажима на валик, так как от этого зависит яркость, насыщенность получаемого изображения. Сила нажима меняется в зависимости от подачи краски с гладкого валика: чем ее меньше, тем сильнее следует нажать на рисунчатый валик.
Используя в работе валик с резервуаром, можно ускорить процесс отделки. Краска из резервуара через питательный валик подается прямо на рисунчатый валик, позволяя окрашивать большие по площади поверхности.
Перед началом работы по сухой окрашенной поверхности делают разметку: в зависимости от рисунка намеленным шнуром отводят вертикальные или горизонтальные линии для первой накатки. Каждую следующую полосу рисунка начинают накатывать вплотную к предыдущей, следя за ее вертикальностью. Накатку ведут сверху вниз, перед «рисованием» новой полосы валик приставляют к поверхности одним и тем же местом, чтобы рисунок не смещался. Для этого на рисунчатом валике имеются специальные метки, которые видны маляру, но не отпечатываются на поверхности.

Стены окрашенные с изысканной шероховатостью, с фризом в виде аппликации из листьев идеально оттеняют блеск ракушек, гладкость мрамора и сосновой древесины

Золотой орнамент, нанесенный по трафарету на стены приглушенного серо- зеленого цвета, связывает в целостную композицию” черепаховую” раму зеркала и изящные предметы, отделанные под старинную медь и золото.

Ссылка на основную публикацию