Вред запаха резины и ее токсичность

Вред запаха резины и ее токсичность

Токсичность – способность химических соединений и некоторых веществ оказывать негативное действие на живые организмы. Кроме того под токсичностью подразумевают концентрацию вредных веществ. Одним из главных вопросов в экологии стоит вопрос – использование резины и готовых изделий из нее. Загрязнение атмосферы, рек и озер, почвы химическими предприятиями, которые выпускают продукцию на основе резины, в последнее время стал очень актуальным. Ведь все знают, что резиновые изделия после применения выбрасываются и время распада ее частиц в контакте с водой, воздухом или атмосферными осадками очень велико. Расплачивается этим человек, ведь со временем проявляется токсичность резины еще больше.
Каучуковая резина содержит серу и перекиси, а значит, при контакте с другими материалами оставляет токсичные следы, например, вызывая у металла коррозию ли неблагоприятно воздействуя на другие материалы.

Резина имеет неприятный запах, и запах этот часто люди относят к некачественным изделиям, которыми пользуются. В основном неприятный материал токсичен, поэтому если пользоваться изделиями с сильным токсичным запахом не нужно, лучше от них избавится или подобрать замену изделию, который будет сделан из другого материала. Такое решение принимать нужно срочно, так как промедление чревато плохими последствиями.

На химических предприятиях, на которых выпускают резиновые изделия запах очень вреден. Зачастую от него не спасают специальные маски и система вентиляции воздуха. Все знают что резина имени своеобразный химический запах, который дают химические соединения. Например в автомобильных либо велосипедных покрышках содержится около пятнадцати наименований вредных химических соединений, а исследования ученых за наблюдением здоровья рабочих шинных заводов дает возможность утверждать, что работники таких производств чаще других подвержены различным заболеваниям дыхательных путей, кровеносной системы, онкологическим заболеваниям. Так же в России было отмечено, что дети, родители которых работают на химических предприятиях по выпуску резиновой продукции, чаще болеют аллергическими заболеваниями. Поэтому можно утверждать, что токсичность резиновых покрышек очень велика.

Еще в конце прошлого века было установлено, что дорога является одним из загрязненных участков, так как резина при движении транспорта стирается об асфальтное покрытие и оседает в легких. Летом при высокой температуре микрочастички резины нагреваются, и токсичность резины увеличивается. Естественно, если купить шины известных марок – можно быть уверенным, что ваша резина наносит минимальный вред окружающей среде. Но ведь не все покупают мишлен или нокиан – многие ездят на “медведях”, качество которых соответствует стоимости.

Опасности подвергаются продавцы магазинов и работники складов, помещений, где реализуются и хранятся изделия из резины. К этой группе риска так же можно отнести работников шиномонтажных организации. Статистика подтверждает выводы ученых, что смертность от различных болезней у рабочих предприятий по выпуску резиновой продукции выше, чем в среднем по России. Разным формам онкологических заболеваний подвержены работники хим предприятий – рак желудка и печени, легких и крови. Раком легких чаще болеют рабочие, сталкивающиеся с воздействием на организм вулканизационных газов.

Раньше считалось, что вдыхающие угольную пыль шахтеры болеют чаще всех на силикоз. Теперь данные поменялись – более всего этой болезнью болеет рабочие шинных заводов. На таких предприятиях рабочие целую смену находятся в закрытом пространстве и не смотря на хорошо налаженную работу вентиляции концентрация вредных газов в помещении плотная, воздух насыщен парами, которые агрессивно влияют на человеческий организм. Можно даже сказать, что в цехах воздух насыщен всей таблицей Менделеева. В лабораторных условиях было установлено, что мелкие животные, такие как крысы и мыши, насекомые, не выживают в данных условиях, и взрослый человек может проработать на хим предприятии только половину своей жизни. Работа на шинном заводе в первую очередь разрушает легкие и отрицательно влияет на всю дыхательную систему в целом. Легкие и дыхательная система поражается эрозии, разлагаются поврежденные ткани, а авеолы забиваются токсичными частицами, оседающими в легких.

Часто на шинных заводах из-за физических перегрузок рабочий получает профессиональные заболевания – болезни суставов, онемение кистей рук и плечевых суставов, болезни крови, печени, почек. Работников таких предприятий часто обязывают питаться специальными продуктами, которые помогают выводить из организма токсичные вещества. Но это мало помогает, потому что человек, находящийся каждый день в контакте с токсичными микроэлементами ослабевает и быстро подвергается различным заболеваниям. На некоторых предприятиях комиссии постоянно определяют конструктивные нарушения, вызванные несовершенством технологического процесса, недостатком необходимого оборудования. Работая в таких тяжелых условиях, человек сам причиняет вред своему здоровью.

Вред окружающей среде от автомобильных шин.

д.т.н., академик РАЕН, А.И. ХЕСИН, М.Е. Скудатин, д.т.н., член-корр. РАЕН, В.Н. УШМОДИН

В условиях резкого возрастания количества онкологических заболеваний среди населения России появилась необходимость анализа канцерогенных факторов. Системный анализ и научные исследования показали что весомый вклад в общую картину канцерогенной опасности вносят автомобильные шины. В работе показан путь решения данной экологической проблемы.

В городах основным источником поступления в окружающую среду канцерогенных веществ является автотранспорт. Научные исследования показали что, основной вклад в загрязнённость воздуха наиболее опасными для здоровья человека канцерогенными соединениями вносит автомобильный транспорт.

Автомобильные шины, изнашиваясь, наполняют окружающую среду летучими веществами и мелкими частицами в виде аэрозоля. Долгое время считалось, что размеры частиц продуктов износа протектора шин довольно велики и не могут причинить вред здоровью человека. Однако, исследования американских врачей — аллергенологов и онкологов, обративших внимание на повышенную чувствительность к аллергическим и онкологическим заболеваниям жителей домов, расположенных вблизи автострад в городах, позволили предположить, что при естественном износе автомобильных шин в воздушную среду попадает значительное количество аэрозоля. Тщательно изучив его дисперсный состав при анализе состава воздуха на шоссе с умеренным движением автотранспорта, исследователи обнаружили присутствие от 3800 до 6900 фрагментов шин в каждом кубическом метре воздуха, более 58% из них оказались размером менее 10 микрон и, следовательно, способны легко проникать в лёгкие человека. При этом фрагменты шин вызывают аллергические реакции, бронхиальную астму, онкологические заболевания разной этиологии и патогенеза, а при контакте со слизистой оболочкой и кожным покровом — конъюнктивит и ринит [1].

Из каждой шины автомобиля при его эксплуатации, в результате износа в течение года, в окружающую среду выбрасывается в среднем 1,14 кг. шинной пыли и мелкодисперсного аэрозоля [1]. Постоянно растущее количество автомобильного транспорта в городах привело к существенному увеличению канцерогенов в виде N-нитрозаминов и качественному изменению химического состава среды тем самым, вызывая серьёзную экологическую проблему.

По данным шведской организации KEMI в1994 году в Швеции от износа шин образовалось около 10.000 тонн шинной пыли, по оценкам американских ученых в США в 1991 году общее количество выброшенной шинной пыли и мелкодисперсного аэрозоля составило 886.782 тонн. Только в Лос-Анджелесе ежедневно в воздух выбрасывается не менее 5 тонн шинной пыли [1].

Оценка состояния проблемы загрязнения канцерогенными твёрдыми частицами и летучими веществами от автомобильных шин приведена в табл. 1.

Таблица №1.
Оценка состояния проблемы загрязнения канцерогенными твёрдыми частицами и летучими веществами от автомобильных шин

Наличие норм содержания твёрдых частиц в атмосферном воздухе

Нормы имеются. В последние годы в Европе и США значительно уменьшены нормы содержания частиц размером менее 10 микрон

Наличие государственных программ исследований направленных на снижение канцерогенной опасности автомобильных шин

Разработаны и непрерывно расширяются

Не разработаны и не планируются

Международным агентством по изучению рака, а в нашей стране — Федеральным центром Госсанэпиднадзора — предприятия резиновой и шинной промышленности включены в список канцерогенноопасных [2,3] Производственный процесс изготовления шинных резин (рецептура их содержит до 20 компонентов) включает в себя использование веществ, содержащих в своём составе в виде примесей канцерогенные вещества. Установлено, что в шинной пыли присутствуют более 140 химических соединений различной степени токсичности, но особенно опасны для здоровья человека полиароматические углеводороды и летучие канцерогены N-нитрозамины [4,5].

Источником N-нитрозаминов и полиароматических углеводородов (ПАУ) в резинах являются высокоароматические нефтяные масла, используемые в качестве пластификаторов при производстве резин. Наличие летучих N-нитрозаминов в резинах объясняется двумя причинами: присутствием примесей в ингредиентах резиновых смесей и возникновением их в процессе её вулканизации. В исследованиях, проведённых НИИ канцерогенеза совместно с НИИ шинной промышленности, было показано что, в ускорителе вулканизации шинной резины «сульфенамиде М» количество канцерогенного N-нитрозоморфолина достигает 2128 мкг/кг, увеличиваясь в процессе хранения ускорителя. Данный факт свидетельствует о протекании процесса дополнительного синтеза N-нитрозоморфолина из вторичных аминов, содержащихся в виде примесей в «сульфенамиде М». Вследствие своей летучести канцерогенны в виде N-нитрозаминов, вызывающих рак, способны выделяться из шинных резин в окружающую среду как при эксплуатации шин в виде пыли и мелкодисперсного аэрозоля, так и в газообразном виде даже при хранении резиновых изделий [4].

Механизм образования N-нитрозаминов в процессе вулканизации до сих пор не выяснен. Предположительно реакция их образования протекает следующим образом [5].

Приведённые в табл. 2. результаты анализов атмосферного воздуха г. Москвы, выполненные сотрудниками лаборатории скрининга канцерогенов НИИ канцерогенеза Онкологического научного центра РАМН, свидетельствуют, что концентрация N-нитрозаминов в атмосферном воздухе вблизи автомагистралей превышает предельно-допустимый уровень в несколько раз, (ПДК N-нитрозодиметиламина в атмосферном воздухе равна 50,0 нг / м3 ) [6].

Содержание летучих N-нитрозаминов в атмосферном воздухе различных районов Москвы приведено в табл. 2.

Содержание летучих N-нитрозаминов в атмосферном
воздухе различных районов Москвы

N-нитрозодиметиламин,
нг / м3

N-нитрозодиэтиламин,
нг / м3

Промышленная зона с источниками выброса N-нитрозаминов

В дальнейшем, N-нитрозамины, входящие в состав ингредиентов резиновых смесей, в процессе вулканизации не исчезают, а присутствуют в готовых изделиях. Это подтверждено результатами исследований воздуха рабочей зоны шинного производства, где было показано, что наибольшая концентрация N-нитрозоморфолина наблюдается на складе готовой продукции (до 110 мкг/ м3 ) [7].

Неудивительно, что при хранении, особенно при эксплуатации шин, в окружающую среду выделяются значительные количества канцерогенных соединений.

Приведенные выше данные свидетельствуют о том, что воздействию канцерогенных веществ подвергается широкий контингент населения, а не только персонал, непосредственно занятый в производстве, обслуживании и ремонте резиновых изделий. Таким образом, возникает целый круг вопросов, относящихся к защите от подобных воздействий, как в рабочей зоне, так и от выбросов канцерогенных веществ в атмосферный воздух населенных мест. Данные, приведенные в табл. 3, показывают распределение канцерогенов по различным источникам генерации.

Таблица № 3
N-нитрозамины в воздухе населённых мест

Фактическая концентрация в Москве:

Автомагистрали -90 нг / м3
Жилые районы -60нг/м3

Промпредприятия 40%
Выхлопные газы автомашин (около двух миллионов автомобилей) 15%

Автомобильные шины. 45%

N-нитрозодиметиламин ПДК -50нг/м3

Выполненные в 1997-2001г.г. исследования химического состава шинной пыли и мелкодисперсного аэрозоля, взятых от протекторов различных шин отечественного и импортного производства [4], позволили сделать следующие выводы:

  • в каждом килограмме шинной пыли и мелкодиспесного аэрозоля количество летучих N- нитрозаминов достигает 70 мкг;
  • при эксплуатации автотранспорта из шин в окружающую среду выделяются большие количества канцерогенных веществ вызывающих у человека различные онкологические заболевания.Результаты исследований отражены в Номограмме 1.

Суммарная концентрация летучих N-нитрозаминов
в протекторных резинах легковых шин

* Были проанализированы шины следующих изготовителей: Бриджстоун, Кумхо, Континенталь, Мишлен, Московский шинный завод, Нижнекамскшина, Росава. (Из этических соображений на номограмме не указаны производители наиболее опасных шин.)

В отличие от полиароматических углеводородов N-нитрозамины, содержащиеся в мелкодисперсном аэрозоле выделяемом автомобильными шинами, более опасны для здоровья человека потому, что они, при попадании в бронхи и лёгкие, в течение нескольких суток переносятся непосредственно в кровь и лимфу человека за счёт своей хорошей растворимости в воде и биологических жидкостях. Последствия наличия канцерогенных веществ в тканевых жидкостях организма медицине хорошо известны и часто приводят к летальным исходам.

Статистические данные[7] показывают, что смертность от рака у рабочих шинных заводов в целом в 2,5 раза выше, чем у населения Москвы. В том числе: у рабочих подготовительного цеха — в 2,1 раза; каландрового — в 8,2 раза; сборочного — в 3,1 раза; вулканизационного — в 2,5 раза. Наиболее распространёнными формами онкологических заболеваний являются рак лёгких, желудка, печени, матки. Рак лёгких чаще наблюдается у рабочих, подвергающихся воздействию вулканизационных газов и порошкообразных материалов, рак желудка — от газовыделений из невулканизованной резины и смешанной пыли (в том числе и мелкодисперсного аэрозоля [7].

Пыль, образующаяся при истирании резины (шероховка при ремонте шин) у подвергающихся её экспозиции рабочих вызывает рак желудка в 1,74 раза чаще, чем в контрольной группе. Обследование профессиональных водителей автотранспорта показало, что они в большей степени подвержены заболеванию раком лёгких, печени, кишечника и желудка, по сравнению с рабочими шинной промышленности [7].

Обсуждаемые губительные воздействия сказывается также и на здоровье потомства лиц подвергшихся воздействию канцерогенов в виде N-нитрозаминов. Генетический риск заболевания раком у женщин работающих в резинотехнической промышленности в 3 раза выше, чем у женщин контрольной группы, не работающих в резиновой промышленности [8].

Доказано, что N-нитрозамины, проникая через плацентарный барьер, учащают развитие опухолей у потомства [9]. Онкологическая смертность детей старше одного года стоит на втором месте после смертности от несчастных случаев. Исследованиями, проведенными за рубежом, показано, что профессиональный контакт родителей с химическими веществами повышает риск развития злокачественных новообразований у детей. Лейкоз, стоящий на первом месте в структуре онкологической заболеваемости, возникает у детей, матери которых во время беременности имели контакт с химическими веществами, используемыми для приготовления резиновых смесей или были заняты в переработке резины. Наиболее часто онкологические заболевания проявляются в виде опухоли Вильямса — у детей, чьи отцы заняты в резиновой промышленности и опухоли мозга — у тех детей, чьи матери имели контакт с отдельными ингредиентами резины [9].

На основании решения Комиссии по канцерогенным факторам Министерства здравоохранения РФ [10] официально было признано наличие канцерогенной опасности для человека, возникающей при эксплуатации и ремонте автомобильных шин, вследствие содержания в шинах и шинной пыли летучих N-нитрозаминов и полициклических ароматических углеводородов. Для снижения вышеуказанной опасности рекомендовано развернуть целевые научно-технические программы по устранению полиароматических углеводородов и N-нитрозаминов при производстве и эксплуатации автомобильных шин. Тем не менее. ввиду отсутствия финансирования выше указанных научно-технических программ со стороны государства. Экологическое положение в России ежегодно усугубляется в связи с непрерывным возрастанием концентрации мелкодисперсного аэрозоля, образующегося при износе протектора шин, из-за увеличения количества автотранспорта и недостаточном внимании государства к проблеме N-нитрозаминов.

Учитывая важность проблемы канцерогенной опасности шин для здоровья человека, она, в числе других рассматривалась на заседании Экологического комитета Государственной Думы 14 мая 2002 года. В принятом постановлении обращается внимание на необходимость принятия мер, направленных на поиски решения проблемы уменьшения канцерогенной опасности автомобильных шин, но далее постановлений и рекомендаций дело не пошло.

Требование прямого исключения из рецептур резиновых смесей ингредиентов, содержащих в своём составе вторичные амины или N-нитрозамины [ 5] , было проигнорировано шинной промышленностью потому что, поиск новых ингредиентов, обеспечивающих прочностные и эксплуатационные свойства резин, требует значительных затрат времени и средств. Говорить об исключении N-нитрозаминов при производстве резин вообще трудно, поскольку, как указывалось выше, до сих пор не удалось до конца выяснить механизм их образования.

В связи с этим изучалась возможность использования ингибиторов-катализаторов, произведенных по технологии «красная ртуть», для снижения образования N-нитрозаминов в процессе вулканизации резин и трансформации их в нетоксичные соединения.

В качестве рабочей гипотезы было принято решение апробировать препарат ДПР-23, изготовленный по вышеуказанной технологии. Предполагалось, что данный продукт, вследствие своих уникальных и специфических свойств, обеспечит трансформацию N-нитрозаминов в нетоксичные соединения за счёт связывания их с атомами углерода каучука резины.

Лабораторные эксперименты, проведённые в 1996 году, показали, что введение незначительного количества продукта ДПР-23 в рецептуру резиновой смеси обеспечивает практически полное отсутствие N-нитрозаминов в вулканизованной резине. Предположительно, в процессе вулканизации с участием N-нитрозаминов образуется устойчивая пространственно-сшитая полимерная система. Введение препарата не ухудшает физико-механические свойства резин. Более того, отмечено некоторое повышение их износостойкости.

Можно предположить, что ДПР — 23 одновременно обладает как свойствами катализатора, так одновременно и ингибитора, препятствуя, с одной стороны, протеканию процесса синтеза N-нитрозаминов при вулканизации резин, а с другой — обеспечивая протекание реакции присоединения их к атомам углерода каучуков.

Известными традиционными технологиями получение такого результата невозможно.

Наличие N-нитрозаминов в исследуемых пробах шинных резин определялось по общепринятой методике [11, 12], основанной на их извлечении хлористым метиленом, очистке и концентрировании экстракта при последующем газохроматографическом разделении и анализе (анализатор ТЕА — 502А, США).

Анализ образцов вулканизованных шинных резин, в рецептурный состав которых вводился катализатор-ингибитор ДПР-23, показал что, концентрация N-нитрозаминов находится на пределе чувствительности анализатора ТЕА — 502А либо не обнаруживаются.

Таблица № 4
Содержание летучих N-нитрозаминов в шинных резинах и образцах резин, вулканизованных с катализатором-ингибитором ДПР-23.

Суммарная концентрация летучих N-нитрозаминов в шинных резинах серийного производства нанограмм /кг резины

Суммарная концентрация летучих N-нитрозаминов в образцах, вулканизованных с катализатором ДПР-23 нанограмм /кг резины

Модные резиновые покрытия могут быть опасны для здоровья

Первые жаркие дни наполнили воздух во многих местах Владивостока химическим запахом резины.

Так называемое искусственное покрытие последнего поколения, или резиновая крошка, ставшее популярным в последние годы, делается из автомобильных шин и, по мнению некоторых докторов, может способствовать даже развитию онкологических заболеваний.

Опасения горожан подкрепляют появляющиеся в СМИ новости о том, что «резиновые покрытия третьего поколения» становятся причиной онкологических заболеваний в Британии. По сообщениям британских журналистов, исследования показали: материал токсичен, содержит канцерогены и может быть опасен для здоровья.

Что говорит наука?

По словам приморских медиков, чтобы дать однозначное заключение, нужно проверить каждое покрытие.

Одним из признаков некачественного покрытия является именно дурной запах при воздействии высоких температур. Причина – в составе автомобильных шин, из которых и получают резиновую крошку для покрытий. Среди основных компонентов шин – каучук, масла и смолы, сера и тот самый технический углерод. Последний составляет почти треть резиновой смеси и является источником запаха.

«Технический углерод – активный летучий элемент, – сообщил Апанасевич. – Его испарения представляют реальную угрозу здоровью человека».

Исследования мировых ученых подтверждают: есть о чем переживать.

Так, еще в 2003 году Международное агентство по изучению рака опубликовало результаты по итогам 35-летних исследований на американских шинных заводах. Ученые установили, что на шинном производстве работники подвержены онкологическим заболеваниям дыхательных путей и кровеносной системы в 10 раз чаще, чем в среднем в США. Российские ученые тоже не оставляют этот вопрос без внимания. Так, кандидат медицинских наук из Казани Гузель Таипова, курируя аналогичные исследования, выяснила, что женщины, работающие на шинном производстве, подвержены большему, чем обычно, риску возникновения патологий репродуктивной системы, а их дети болеют аллергией на 40% чаще сверстников.

Даже при нормальной температуре хранить автомобильные шины дома, например в «тамбуре» перед входом в квартиру или на лоджии, опасно.

Есть и сторонники

Сергей Мякишев, главный технолог ОАО «Дальприбор»: «За границей резиновую крошку применяют повсеместно, а к вопросу безо-

пасности они относятся очень щепетильно. Резина для покрытий имеет класс опасности, но самый низкий, четвертый. Сырую резину отверждают при определенной температуре с участием серы. От пищевой резины она отличается присутствием в технологии приготовления сажи. На площадках используется резина типа В-4 – сажевая».

Тем не менее мировые ученые утверждают, что даже так называемые зеленые шины (их в России практически нет), при изготовлении которых не используется технический углерод, вызывают сомнения у медиков. Американский журнал Environment & Health в 2013 г. опубликовал заключение доктора Питера Монтеги, в котором утверждалось, что фрагменты шин (даже без технического углерода) вызывают аллергические реакции, бронхиальную астму и онкологические заболевания.

В администрации Владивостока, которая является заказчиком ряда объектов, где применяется резиновое покрытие, отметили, что при выборе материала руководствовались в первую очередь принципом травмобезопасности, а вопросы аллергической или онкологической опасности не стояли.

«Дети часто падают, и родители сами изъявляют желание обезопасить их от травм», – отметили в администрации.

Иосиф Эйдис: «Резиновую крошку оправдывают тем, что она травмобезопасна, но давайте будем честными: все мы играли в детстве на детских площадках без резинового покрытия, разбивали коленки, но остались живы и здоровы, за редким исключением. Кроме того, дети вполне могут травмироваться и на резине: да, ссадин и царапин будет меньше, но ногу сломать не менее реально, как и на асфальте. Если уж мы так заботимся о своих детях, то давайте выложим площадки подушками! И детям хотя бы не придется дышать резиной».

Дорогая отрава

Устлать детскую или спортивную площадку крашеной резиновой крошкой стоит немало: квадратный метр готового покрытия обойдется в среднем в 2500 рублей. Плюс укладка.

Резиновая крошка «в чистом виде» от производителя во Владивостоке стоит всего 20 руб. за килограмм. На один квадратный метр покрытия, по словам производителей, уходит в среднем 6 кг крошки. То есть себестоимость крошки для покрытия, например, 30 кв. м составит около 4 тыс. руб., а по прайсу компании-продавца – в 20 раз дороже…

В компании Grantion, реализующей готовые покрытия, подчеркнули: «Сама по себе резиновая крошка имеет специфический запах, и поэтому покрытия из нее стоят в два раза дешевле, чем, например, покрытия из каучуковой крошки».

В компании-производителе резиновой крошки EcoStep, уверяющей в абсолютной безопасности собственной продукции, считают, что крошка, изготовленная из «качественных» шин, безвредна. «Не вся резиновая крошка, продающаяся на мировом рынке, качественная, – объяснили в компании. – Она может быть произведена из изношенных шин, а может быть получена в результате переработки РТИ (резинотехнические изделия). По цене крошки из шин вам могут продать крошку из отходов резины, которая не соответствует необходимым характеристикам, в первую очередь безопасности. Резиновая крошка, полученная в результате переработки шин и РТИ на некачественном оборудовании, может содержать много пыли, сажи, металлических или текстильных включений. Стоит отметить, что в России очень мало эффективных производств резиновой крошки. В основном у нас используют китайское оборудование, которое не может обеспечить достойных объемов качественного производства».

Покрытия из кирпичной крошки, кстати, дешевле, чем резиновые, а уж тем более каучуковые: 40 кг кирпичной керамической крошки стоит около 500 руб. Но такое покрытие требует ухода: оно восприимчиво к дождю и влаге. Понятно, что проще постелить на детской площадке резину, чем каждый сезон приводить объект в порядок.

Заголовок в газете: Детство с запахом резины Тэги: Выборы, Дети Организации: Роспотребнадзор Места: Владивосток, Россия, США, Казань

Вред запаха резины и ее токсичность

Увидела по телевидению сюжет о вреде отработавших своё автопокрышек и узнала, будто они опасны. Более того, их, оказывается, запрещено размещать на детских площадках. Неужели и в самом деле это правда? Сколько себя помню, «народное творчество» с использованием старых шин было распространено всюду.
И вроде никаких трагедий не произошло…

Екатерина Л., Шарыпово

Трагедий не произошло… По крайней мере, о них не трубили СМИ, но ведь есть и «мины» замедленного действия, также как и яды, убивающие не сразу, а тихой сапой подрывающие здоровье. Действительно, «отмотавшие» свой век автомобильные шины используют для декора еще со времен СССР. Бросовый материал обретал и продолжает обретать вторую жизнь на игровых площадках детских садов, школ, во дворах домов. Буйству «резиновой» фантазии нет предела: из старых автопокрышек народные умельцы вырезают лебедей, жирафов, змей, мастерят собачек, кошечек, сиденья для качелей и пр. Всё это расцвечивается красками, скрашивая нашу действительность. «Резиновая замена» специализированным площадкам смотрится вполне, считают многие, пристойно, а главное – стоит гроши. О том, что эти экономичные «арт-объекты» опасны для детского здоровья, активно заговорили в России несколько лет назад, а с 2013 года резиновый «мусор» начали активно выкапывать и вывозить на свалки в Сыктывкаре, Новгороде, на Кузбассе и в других регионах. Но далеко не во всех. И единого мнения на сей счёт нет. Нет и сверху чёткого указания о запрете. Немудрено, что до Шарыпово тревожный звон долетел совсем недавно. Он поселил в некоторых горожанах тревогу, но, и заронил сомнения: так ли страшна покрышка, как её малюют?

По обращениям родителей в детсадах ряда городов России, в том числе и в Красноярске, были проведены соответствующие проверки. Эксперты управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю предписали убрать шины с площадок из-за нарушений СанПиНа – санитарных правил и норм. Но, подчеркиваю, проверки прошли не повальные, а именно после обращений родителей. «Санитарными правилами предусмотрено использование оборудования в детских дошкольных образовательных учреждениях сертифицированного, а это отработанные шины, они могут нанести вред здоровью детей. Нужны сертификаты о безопасности и качестве на всё оборудование для детей», − пояснили в Роспотребнадзоре.

Автомобильные покрышки, согласно ГОСТу, относятся к четвертому классу опасности наряду с бетонной пылью или конским навозом. Это условно малоопасные отходы, однако они нарушают экологическую систему, которой требуется на восстановление не менее трёх лет. Но и тут согласия нет. Например, в 2016 году Костромская межрайонная природоохранная прокуратура отнесла отработанные шины с кордом к отходам второго класса опасности, то есть к высокоопасным по степени токсичности и воздействия на среду обитания и здоровье человека, без корда – к третьему классу опасности (умеренно опасные).

Основная часть вредных веществ попадает в окружающую среду – непосредственно при использовании покрышек – в виде резиновой пыли при стирании о дорожное покрытие. А при элементарном сжигании этих изделий вреда еще больше. Однако даже в «спокойном» состоянии покрышка может выделять свыше сотни химических веществ. Наиболее опасные из них – бензапирен (вещество первого класса опасности), нитрозамины (канцерогены, мутагены), фенолы (токсичные вещества). Но нельзя сказать определённо, сколько таких веществ выделяет за год одна покрышка или несколько десятков, да еще покрытых краской, а также оценить степень вреда, который они оказывают на людей. Почему нельзя? Да потому, что подобных исследований ещё никто толком не проводил. Так что думайте сами, решайте сами… И всё же власти некоторых городов России не рекомендуют использовать старые покрышки на клумбах и детских площадках или прямо это запрещают. Но борьба ведётся с переменным успехом. А в большинстве субъектов РФ об этом даже и не задумывались.

Но действительно ли шины так опасны? Справедливости ради приведём и мнение одного из представителей природоохранной прокуратуры.
– Под отходами мы понимаем остатки сырья, материалов или иных изделий, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары, утратившие свои потребительские свойства. Но если в автомобильные покрышки вдохнули, как говорится вторую жизнь, их уже нельзя считать отходами, – объяснил помощник природоохранного прокурора Ярославской области А. Лебедев. – В данном случае применение покрышек и их использование для других целей никакого вреда окружающей среде не наносят. Утверждать, опираясь на домыслы или догадки, что шины вредны, нельзя. Нужны специальные исследования…
Но, как мне стало известно, в Костроме старым покрышкам объявили настоящую войну. Местные депутаты требуют не только срочным порядком демонтировать все изделия из покрышек, но и штрафовать тех, кто не сделает этого.

Как сообщили в прокуратуре Хакасии, в Саяногорске провели проверки и установили, что в одиннадцати детских садах города при оборудовании игровых элементов, клумб и ограждений использовано 1958 отработанных автопокрышек, считающихся теперь «опасными отходами» в соответствии с новым федеральным законодательством, а потому в связи с «вредным воздействием на здоровье детей» нахождение использованных автопокрышек на территории садиков больше не допустимо. Внесено представление и в отдел образования, и в адрес руководителя регионального управления Роспотребнадзора: прокуратура считает, что санитарные инспекторы не выполняют в полном объеме возложенные на них контрольно-надзорные функции при проведении плановых проверок детских садов, поскольку не требовали истребить все покрышки на территории садиков. Но далеко не во всех – даже прокурорских – структурах слышали о начавшихся гонениях на старые автопокрышки. Однако нет дыма без огня. А чтобы дыма не было, надо потушить огонь, то есть разобраться в проблеме самым высоким ведомствам. А пока они молчат или сомневаются, журналисты бьют в набат. К примеру, на страницах специализированного журнала «Автомир» рассказывается об исследовании «начинки» старых шин. Оказывается, воздух, который выходит из шин, «обогащен» более чем 120 вреднейшими химическими веществами. С онкологической точки зрения, самые опасные среди них – N-нитрозамины. Они выделяются тем интенсивнее, чем горячее шина. К тому же этот газ тяжелее воздуха, он не улетает в «высокие» слои атмосферы, а скапливается у поверхности земли – на уровне верхних дыхательных путей. Летом, когда шины нагреваются от жаркого солнца, происходит то же самое: краска лопается, канцерогены испаряются, а дети дышат этой ядовитой гадостью… Согласно санитарным правилам, все оборудование в детских дошкольных учреждениях должно быть сертифицировано. По логике, у старой покрышки тоже должен быть свой сертификат. Только вот на шины, бывшие в употреблении, их не выдают. Получается, использование отработанных шин взамен игрового оборудования недопустимо, но его используют.
Также, по требованиям к оборудованию и содержанию территорий дошкольных образовательных организаций, прописанных в СанПиНах, игровое оборудование должно соответствовать возрасту детей и быть изготовлено из материалов, не оказывающих вредного воздействия на человека. Вряд ли отмотавшая свой километраж шина отвечает этим нормам.

Сложилось мнение, что «автопокрышечная» проблема волнует только журналистов, а заставить активно действовать контролирующие органы можно только с помощью официальных бумаг и газетных публикаций.

В ситуации разбирался
обозреватель «Твоего Шанса»
Трофим ПУЗЫРЁВ

ТОП 10 средств и методов, как избавиться и убрать запах резины

Любителям совершать покупки в интернет-магазинах, особенно на китайских сайтах, нередко приходят товары невысокого качества, дурно пахнущие резиной: обувь, игрушки, автомобильные принадлежности и многое другое. Что делать, как избавиться от неприятного запаха резины быстро, чтобы использовать покупки по назначению, не нанося вреда здоровью.

Природа запаха

Резиновый «аромат» возникает из-за множества причин:

  1. Новые предметы, вещи с элементами, сделанными из резины, могут сначала пахнуть. Поскольку чаще материал применяют в торговых целях, для улучшения качества добавляют различные присадки, которые быстро выветриваются. Но иногда,при долгом хранении на складе, длительной доставке потребителю, добавленные примеси проникают в резину, откуда возникает резкий дурной запах.
  2. Некачественные материалы, используемые при изготовлении продукции, дешевый клей, химические составы. По словам экспертов, многие товары народного потребления делают кустарным способом: из дешевых материалов, буквально из мусора, безо всяких разрешений ведомства санитарного надзора. Потом продают подделку, выдавая за известный бренд.

Какова бы ни была причина возникновения отвратительного запаха, необходимо от него избавляться, ведь покупки состоялись.

Основные способы выведения

Резиновый запах не только отвратителен, вдыхать его вредно для организма, особенно людям, склонным к аллергии. Запах резины токсичен, поскольку там присутствуют отравляющие соединения:

От неприятного запаха болит голова, случаются приступы аллергии, отравления. Вопрос, как избавиться от запаха резины, совсем непраздный. Хорошо, что есть не один способ освобождения от зловония.

Свежий воздух

Проветривание — самый бережный метод удаления запаха. Купленную обувь, к примеру, выносят на улицу (двор, балкон, лоджию), в такое место, где «гуляет» ветер. Иногда достаточно 5-6 часов, чтобы резиновый дух улетучился. Случается, что не менее, чем 2-3 дня требуется для устранения дыхания резины. Способ простой, но помогает не всегда.

Солнце

Солнечные лучи также могут освободить от резинового «благоухания». Ультрафиолет разрушительно действует на стойкие химические соединения, вызывающие мерзкий «аромат». С этой целью покупки, пахнущие резиной, помещают под прямые солнечные лучи на улице, или прямо в квартире, например, на залитом солнцем подоконнике.

Важно учитывать, что длительное пребывание под ультрафиолетом может испортить такие вещи, как велосипедные шины, резиновые сапоги. Они потрескаются. С солнечными ваннами, главное, не перебарщивать.

Белый уксус

Средство применяют для удаления запаха резины от обуви, детских игрушек, автомобильных ковриков.

Как использовать белый уксус:

  1. Ведро объемом 10 л наполнить водой.
  2. Влить полстакана 9 % столового уксуса.
  3. В раствор поместить резиновую вещь или предмет, замачивать в течение 60 минут.

Главное, не забыть вовремя достать из ведра. Средство действенное, но не подходит для больших резиновых изделий.

Масло перечной мяты

Перечная мята не уничтожит запах совсем, но перебьет его. Способ применяют для устранения резинового духа на обуви. Пошаговый рецепт:

  1. Приобрести в аптеке пузырек с маслом перечной мяты.
  2. Смочить в нем тряпочку или губку.
  3. Тщательно протереть обувь целиком.

Порой достаточно четверти часа, чтобы запах перестал быть едким и неприятным.

Марганцовка или перекись водорода

Эти средства есть у каждой хозяйки. С их помощью устраняют неприятный «аромат», например, с игрушек или обуви. Ватный диск или тряпку смачивают в некрепком растворе марганцовки и протирают поверхность предметов. Также используют и перекись водорода. Если после первого применения средств запах остался, процедуру повторяют. При этом марганцовку чередуют с перекисью.

Спирт

Его тоже применяют для устранения резинового запаха: на игрушках, обуви, небольших резиновых предметах. Смачивают в спирте ватный диск или губку и протирают проблемные поверхности. С одного раза запах не уйдет, от него избавляются, повторяя процедуру в течение недели.

Нельзя забывать, что кожаную обувь не протирают спиртом.

Специальные дезодоранты

Химическая промышленность предлагает широкий выбор различных дезодорантов. Среди них есть специальные, которые устраняют неприятные ароматы. Приобретают такой дезодорант в магазине автомобильных аксессуаров. Распыляют спрей в хорошо проветриваемом помещении, а лучше на улице. Детские вещи и предметы желательно не обрабатывать таким парфюмом во избежание аллергических реакций.

Активированный уголь

Одно из средств, которое справится с неприятным резиновым «благоуханием». Недорогой препарат и простой в применении. Уголь вбирает в себя (абсорбирует) вредные вещества, содержащиеся в резком запахе.

  1. Таблетки или порошок разложить в карманы вещей или внутрь обуви.
  2. Оставить на 3-7 дней.
  3. Вытряхнуть или пропылесосить.

Стойкий дух новой резины должен улетучиться.

Мука и сода

Способ не совсем привычный, но простой. В холщовые или марлевые мешочки насыпают смешанные в одинаковых пропорциях муку и пищевую соду.

Помещают в обувь на 2-3 дня. Резиновый букет должен «уйти».

Особенности устранения запаха с продуктов китайского производства

Многие товары, изготовленные не фабричным Китаем, отвратительно пахнут. У китайской продукции, произведенной кустарно, присутствует практически целиком таблица Менделеева:

  • стиролы;
  • формальдегиды;
  • органические растворители;
  • соли тяжелых металлов (кадмий, свинец, кобальт);
  • токсичный клей.

Эти и другие яды есть в туфлях, кроссовках, детских игрушках, автомобильных ковриках и другой продукции из Китая.

Бытует мнение, что от резинового и пластикового духа избавиться нельзя. Но те, кто так думают, ошибаются.

Как бороться с запахом резины:

  1. Победить зловонное «благоухание» от детских игрушек помогут мята или мелисса. Веточки высушенного растения заливают кипятком в тазу, настаивают. Помещают в него игрушки, оставляют на 12 часов, после чего моют с хозяйственным мылом, насухо вытирают. От запаха не останется даже дуновения.
  2. Автомобильный дезодорант справится с едким запахом от ковриков. В борьбе с неприятным амбре применяют также хозяйственное мыло. Его натирают на крупной терке, заливают теплой водой. Мыльным раствором моют коврики, после чего высушивают на свежем воздухе.
  3. Чтобы освободиться от противного «аромата» колясок и велосипедов, их оставляют на свежем воздухе, пока запах полностью не исчезнет. А когда комната успела вобрать дух резины, мокрое махровое полотенце впитает все ненужные запахи.
  4. Смыть резиновый букет с одежды поможет стирка со стиральным порошком с кондиционером. Вещи станут свежими, с приятным ароматом. Зимой одежду вешают на улице, мороз «убьет» все запахи, кроме свежести.

Как убрать резиновый запах с обуви

Устранить зловоние с китайской обуви, особенно из кожи-заменителя, труднее: как одежду, туфли и сапоги не постираешь. Сначала пробуют самый бережный способ — проветривание.

Легкий

Если резиновое дыхание не слишком чувствительное, дезодорант для обуви справится и удалит резкие, неприятные нотки.

Средний

Обувные освежающие дезодоранты устранят не только слабый запах резины. Если неприятный дух пропадет не до конца, протирают обувь уксусом и просушивают. Уксусное протирание повторяют, если после первой процедуры запах стал менее чувствительным. Иногда применяют специальные гранулы из активированного угля, которые способны поглотить все запахи.

Сильный

Без средства, поглощающего ароматы, не обойтись. Применяют впитывающее вещество, желательно натуральное:

Подсушенную траву закладывают в обувь, оставляют на 3—4 дня. Если обувь будет носиться в следующем сезоне, растение не вынимают до необходимого срока.

Кедр применяют в виде стружки, которую насыпают в мешочки из тонкой ткани, убирают в туфли или ботинки на 24 часа. Иногда это делают не один раз.

Советы и рекомендации опытных домохозяек

Чтобы вещи, обувь, изделия перестали дурно пахнуть, хозяйки применяют все подручные средства. Но советуют бездумно не использовать все подряд в борьбе с резиновым амбре, чтобы не испортить покупки.

  1. Сначала провести тестирование изнутри обуви, поместив туда капельку того или иного средства на 60 минут.
  2. Начинают избавляться от запаха резины с проветривания. Эффективность повышается в холодную погоду. Нередко обходятся только этим способом.
  3. Следует выяснить источник запаха (стельки, резиновая подошва). Попробовать поменять стельки на новые, более качественные.
  4. Обувь выносят на мороз. Если погода не позволяет, пару помещают в морозильную камеру на 2-3 часа.
  5. Эффективны активированный уголь, кофе, пакетики зеленого чая. Хозяйки кладут в марлевых мешочках под стельки. Эти средства применяют даже тогда, когда обувь носят, главное, чтобы ноги не промокали.
  6. Кожуру лимонов закладывают в обувь и оставляют на сутки. Скомканная газета, соль также вбирают неприятные посторонние запахи, если поместить их в обувь на 8-10 часов.

Следует помнить, что обувь с лакированным покрытием не выдержит заморозку, потрескается. После того как перепробованы все бережные способы устранения запаха резины, приступают к более радикальным. Но зачастую другие методы не требуются. Отвратительный запах от китайских товаров — не приговор покупкам.

Если действовать разумно и осторожно, применяя тот или иной способ, проблема: перестанет быть головной болью.


Как легко избавиться от неприятных запахов резины с различных предметов

Неприятный запах резины – это проблема каждого человека, купившего резиновые автомобильные аксессуары, покрышки, игрушки, коврики. Нередко он исходит от детских игрушек, ковров. Что уже говорить о резиновых сапогах… Проблема заключается в том, что этот запах впитывают окружающие вещи. Следовательно, возникает дилемма, как избавиться от запаха резины. Есть много возможностей устранения резиновой вони. Но перед самим процессом чистки важно определить источник проблемы. Запахи с окружающих вещей исчезнут после их удаления с первопричины (напр., с коврика перед дверью).

Устранение запаха резины

Наиболее простое и широко применяемое средство для избавления от резиновой вони в помещении – освежитель воздуха. Выберите подходящий аромат (идеальный вариант – цитрусовый или лавандовый), распылите его в комнате. Но имейте в виду, что освежитель только ослабит неприятный запах, замаскирует его.

Наиболее эффективно избавляет от запаха резины освежитель «Odorgone» («Одоргон»). Этот бренд также предлагает средства для уборки, освежения обуви, а также для устранения запах животных.

Свежий воздух

Первый способ убрать запах резины – проветривание (будь то помещения, одежды, обуви, игрушек…). Свежий воздух не сможет устранить очень стойкий душок, но при легком резиновом запахе обеспечит вещам свежесть.

Важно! Проветривание поможет также удалить запах резины в машине, когда специальные освежители воздуха для автомобиля не покажут эффективности.

Солнце

Следующая возможность, как избавиться от запаха резины на различных вещах, – воздействие солнечных лучей. Солнце поможет устранить «резиновые нотки» с игрушек, ковриков, тапочек, посуды, других изделий. Не допускайте сильного перегрева, чтобы не испортить вещи.

Уксус

Это отличный способ устранения резинового душка с одежды. Перед чисткой проверьте устойчивость материала к кислотному средству. Сделать это просто. Выверните одежду наизнанку, нанесите на небольшой участок уксус. Если в течение 10 минут не происходит никакой реакции, продолжите чистку.

  1. Подготовьте подходящую емкость (она должна вместить все очищаемые вещи).
  2. Налейте в емкость около 3 л воды, добавьте 250 мл уксуса.
  3. Перемешайте.
  4. Погрузите в полученный раствор одежду. Все вещи должны находиться под водой (при необходимости, поместите сверху намоченной одежды банку – она предотвратит всплывание).
  5. Оставьте отмачивать на ночь.
  6. Утром постирайте вещи. При стирке в машине используйте максимально допустимую для конкретной вещи температуру (она указана на этикетке).
  7. После стирки можно использовать кондиционер для белья.

Уксус подходит для выведения вони резины из стиральной машины и других изделий.

Мятное масло

Заметив запах, исходящий от новых изделий, избавьтесь от него как можно скорее. Иначе его впитают окружающие вещи. Один из хороших способов это сделать – использование мятного эфирного масла. Добавьте несколько капель в воду, протрите изделие. Высушите.

Еще один вариант, подходящий для чистки игрушек и других изделий без клееных частей. Залейте теплой водой сушеную мяту и мелиссу, добавьте несколько капель любого эфирного масла. Поместите в настой предметы, требуемые очистки, оставьте на ночь. Утром протрите, высушите.

Марганцовка, перекись

Многие пользователи подтверждают эффективность раствор марганцовки или перекиси водорода при выведении запаха резины из различных поверхностей. Но оба вещества подходят для разных предметов:

  • перекись рекомендуется для светлых поверхностей, тканей;
  • марганцовка подходит для окрашенных вещей.

Смочите тряпочку в одном из средств (при использовании марганцовки приготовьте розовый раствор), тщательно протрите изделие. При необходимости повторите процедуру несколько раз. Запах, если не уйдет полностью, то станет менее выразительным.

Спирт

Это часто применяемый способ устранения вони резины. Он подходит также для пластиковых изделий. Спирт подходит для чистки новой обуви, игрушек, уплотнителей стиральной машины, которые пахнут резиной и т.д.

Смочите спиртом тряпочку или ватный диск. Протрите проблемные участки изделия. После первого применения запах, скорее всего, не уйдет. Поэтому периодически (на протяжении недели) повторяйте процедуру чистки.

Специальные дезодоранты

Хороший современный способ убрать резиновую вонь – применение дезодорантов, продающих в магазинах формата «дрогери». В качестве альтернативы подойдет стойкий парфюм. Метод подходит для всех изделий, в т.ч. для сумок, одежды.

Важно! Распыляйте парфюмерию и дезодоранты на улице или позаботьтесь о надлежащем проветривании комнаты. Не наносите их на детские вещи во избежание аллергии.

Активированный уголь

Еще одно средство, способное вывести нежелательный «аромат» новизны изделий, – активированный уголь. Его надо применять (в виде порошка или таблеток) надолго, в идеале, на несколько дней. Поэтому активированный уголь подходит для освежения вещей, в которых он может оставаться в течение этого времени (сумок, обуви).

Поместите таблетки или порошок внутрь (напр., в карманы) вещи. Через несколько дней выньте, вытряхните или пропылесосьте.

Мука и сода

Это несколько необычный способ устранения резинового «аромата» из пахнущей обуви. Смешайте соду и муку. Смесь насыпьте в тканевые мешочки, которые поместите в обувь. Оставьте на 1-2 дня.

Устранение запаха резины с китайских изделий

Вещи, произведенные в Китае, часто издают выразительный резиновый или пластмассовый аромат. Воняет почти все: обувь, сумки, игрушки и т. д. Причем избавиться от него иногда не получается даже после нескольких стирок.

Причина такой «неприятности» – «качество» материалов, применяемых при изготовлении ряда китайских товаров. Они поглощают все, находящееся в окружении (напр., во время транспортировки).

Следующая причина – пропитка изделий специальными веществами, обеспечивающая их желаемый внешний вид. Наиболее выразительно такая пропитка ощущается при покупке пластмассовых предметов.

Ввиду распространенности вещей, изготовленных в стране восходящего Солнца (мало кто незнаком с их изделиями), важно знать, избавиться от запаха «китайской резины» нужно до того, как начать использовать вещь по назначению.

Старые газеты

Попробуйте набить одежду старой газетной бумагой. Она впитывает все нежелательные «ароматы». Скомкайте газеты, набейте рукава бумажными шариками. Точно так же можно избавиться от неприятных запахов в сумках, обуви.

Пар (в ванной комнате)

Принимая душ или ванну, повесьте одежду в ванной комнате. Пар поспособствует регенерации волокон ткани, пропитанной специальным веществом, тем самым устранит душок.

Наполнитель для кошачьего туалета

Этот метод подходит для освежения вещей в шкафу, уже впитавших резиновые испарения от основного источника. Поместите наполнитель для кошачьего туалета на дно шкафа. Оставьте до получения желаемого результата.

Подобно наполнителю для кошачьего лотка, кофейные зерна обладают естественным свойством поглощать ароматы. Насыпьте их в миску, поместите в шкафу, автомобиле, ящике с игрушками (при отсутствии доступа ребенка к нему!).

Водка

Благодаря содержанию спирта в составе, водка способна хорошо удалять нежелательные «ароматы». Налейте ее в распылитель, нанесите на одежду.

Важно! Трюк с водкой – популярный метод освежения вещей, используемый актерами в театрах.

Мороз

Иногда устранить резиновый душок помогает мороз. Можно сложить вещи в полиэтиленовый пакет, и поместить морозильник. Зимой лучше вывесить ее на улицу (если есть такая возможность).

Сушилка

Подобно морозу, на пахучесть действует высокая температура. Поместите вещи в сушилку, установите самую высокую температуру, включите цикл на 10-15 минут.

Не используйте действие высокой температуры для изделий, которые она может повредить (резина, пластик и т.д.).

Устранение запаха резины с обуви

Вы купили обувь, но она отдает неприятным запахом резины? Не спешите стирать ее! Стирка может навредить. Попробуйте проверенные методы, способные освежить ботинки, тапки, сапоги.

Легкий запах

Если «аромат» новизны не слишком выразительный, можно использовать специальный спрей для обуви. Обычно его применения достаточно для устранения легкого запаха.

Средний запах

Специальные обувные спреи часто устраняют и более интенсивные запахи. Также можете осторожно протереть обувь уксусом (осторожно, он подходит не для всех материалов!), высушите. При необходимости повторите чистку.

Еще одна возможность – применение специальных гранул для поглощения запахов, содержащих активированный уголь.

Сильный запах

Вставьте в обувь поглотитель запахов. В идеале, выбирайте натуральное вещество (лаванда, лимон, кедр). Купите растение (напр., у флориста), высушите его. Положите высушенную траву в ботинки, оставьте на несколько дней. Если не планируете носить обувь немедленно, можете оставить траву и на несколько месяцев.

Хороший вариант освежения обуви – кедровая стружка. Поместите ее в тканевые мешочки, которые вставьте в ботинки. Оставьте минимум на сутки. Для лучшего эффекта можно повторить процедуру несколько раз.

Читайте также:  Рыбацкий стул своими руками – мастер-класс
Ссылка на основную публикацию
Образцы шинных резин