Особенности управления переднеприводным автомобилем

Stepawa › Блог › О. Богданов. Особенности управления переднеприводным автомобилем

Благодаря передним ведущим колесам и тому, что на них приходится большая часть массы автомобиля, переднеприводной автомобиль имеет некоторые особенности в управлении и поведении на дороге. Однако эти особенности проявляются только на скользкой дороге (мокрой, обледенелой и т.д.). А на обычной сухой дороге, когда нет проскальзывания колес, различий в поведении заднеприводного и переднеприводного автомобиля практически не заметно. При движении по прямой скользкой дороге с высокой скоростью или при разгоне у заднеприводного автомобиля задние колеса под действием случайных боковых сил постоянно стремятся уйти в сторону. Поэтому водителю для сохранения курсовой устойчивости автомобиля приходится поворотами рулевого колеса препятствовать развитию заноса, а если этого недостаточно, то сбрасывать “газ”.

Переднеприводной автомобиль при движении по прямой не испытывает тенденции к заносу даже на очень скользкой дороге, что позволяет двигаться в этих условиях с большей скоростью. Это создает у водителя ощущение уверенности и притупляет его бдительность. Он может увлечься скоростью и при возникновении на дороге неожиданной ситуации будет не в состоянии совершить необходимый маневр.

При повороте на скользкой дороге водитель автомобиля заранее снижает скорость. Но если на заднеприводном автомобиле в случае заноса (потери сцепления с дорогой задних колес) водитель, чтобы приостановить осложнение ситуации, убавляет “газ”, снижает скорость, а если этого оказывается недостаточно, то поворачивает рулевое колесо в сторону заноса. Если же водитель переднеприводного автомобиля, почувствовав начало заноса, сбросит “газ”, то занос резко увеличится и корректирующего поворота рулевого колеса может оказаться не достаточно. Возникновение заноса на переднеприводном автомобиле в повороте происходит потому, что при сбросе “газа” автомобиль тормозится двигателем, задняя часть автомобиля приподнимается, задние колеса разгружаются, теряют сцепление с дорогой и смещаются в бок. Испытания, проведенные специалистами НАМИ, показали, что практически из любого заноса переднеприводный автомобиль возможно “выдернуть” тяговым усилием. Но следует отметить, что водитель при заносе инстиктивно склонен сбрасывать “газ”, поэтому навыки прохождения поворотов должны быть надежно закреплены на практике.

В случае если занос начался водителю переднеприводного автомобиля, необходимо, не сбрасывая “газ”, или же прибавить “газ”, повернуть рулевое колесо в сторону заноса. Если занос не достиг большого угла, то машину можно выровнять, прибавив “газу”. Корректирующего действия рулевым колесом при этом проводить не надо, а управляемые колеса должны быть повернуты в избранном направлении движения.

Прибавлять газ для устранения заноса при повороте автомобиля надо осторожно, иначе может возникнуть пробуксовка ведущих колес и как результат — снос, т.е. потеря сцепления с дорогой передних ведущих колес, и автомобиль станет не управляемым. Снос может произойти и при входе в скользкий поворот на большой скорости. В этом случае автомобиль будет двигаться по более пологой кривой, чем необходимо, его будет сносить к внешней стороне поворота. Для ликвидации сноса не следует доворачивать рулевое колесо в сторону поворота, а надо только сбросить “газ”, чтобы восстановить сцепление передних ведущих колес с дорогой. После этого автомобиль бросит в направлении поворота передних колес, и он вернется к заданному направлению движения.

Таким образом, водитель переднеприводного автомобиля должен усвоить следующие основные правила для действий в критических ситуациях:

1. при подходе к повороту надо снижать скорость настолько, чтобы обеспечить надежный запас сцепления колес с дорогой (необходимо учитывать и состояние дорожного покрытия). Не бойтесь потерять на этом время. Ведь на переднеприводном автомобиле скорость можно увеличивать прямо в повороте, не боясь заноса;

2. при возникновении заноса не сбрасывать “газ” и корректировать движение автомобиля поворотом рулевого колеса в сторону заноса и плавно увеличивать подачу топлива, увеличивая тяговое усилие на ведущих колесах;

3. при возникновении сноса сбросить “газ” до устранения пробуксовки передних ведущих колес, а затем корректировать движение автомобиля рулевым колесом.

После освоения приемов гашения заноса и сноса водитель почувствует все преимущества переднеприводного автомобиля: комфорт вождения, лучшую управляемость и устойчивость.

Полный привод и особенности вождения переднеприводного автомобиля зимой при гололеде

По статистике с каждым годом число водителей увеличивается как минимум на 300 000 человек. Некоторые из них уже имеют некоторый опыт управления авто в снег и гололед. Однако большинство обладателей свежих водительских прав столкнутся с подобными ситуациями впервые. Представленные ниже рекомендации позволят им овладеть спецификой зимней техники «пилотирования» в теории.

Общие правила езды на легковом автомобиле зимой на скользкой поверхности

В первую очередь вспомним об неотъемлемых атрибутах зимнего управления авто – это зимняя резина, исправное освещение и незамерзайка для омывателя. Если вы продолжаете ездить на летних покрышках, то дальше можете не читать.

Принцип №1: управлять машиной на скользкой дороге нужно плавно

Опытные инструктора рекомендуют при работе с педалями и рулевым колесом представлять себе такие же движения в бассейне, где вода замедляет любые процессы. Но, дело в том, что советы – это одно, а езда зимой на автомобиле – это совершенно другое.

И когда поутру нельзя даже тронуться с места, все рекомендации сразу как-то вылетают из головы. Водитель резко жмет на газ, а машина стоит на месте или вообще соскальзывает куда-то в сторону. Здесь неплохо бы вспомнить еще один принцип.

Принцип №2: минимальные обороты

Тяговый запас, который летом помогает, в зимний период только мешает – колеса буксуют, и вся тяга уходит на шлифовку льда. Трогаться с места приходится со второй передачи, по такому же принципу функционируют АКПП с зимним режимом. Итак, выезжаем на минимальном газу, лучше заглохнуть несколько раз, чем застрять в колее.

Этот принцип можно включить и в особенности вождения полноприводного автомобиля зимой, кроме этого есть несколько проверенных рекомендаций:

  • Выбираться в раскачку, попеременно работая педалями газа и сцепления.
  • Не ставить авто впритирку к другим машинам.
  • Не подъезжать близко к тротуарам, где скапливается большое количество снега.
  • Стараться не останавливаться на подъем, при старте колеса гарантированно будут буксовать.

Принцип №3: тормозить по возможности двигателем

Не стоит надеяться на супервозможности тормозной системы авто в зимних условиях даже с шипованными покрышками . Нужно забыть о летних привычках, заблаговременно тормозить и держать увеличенную дистанцию. Сразу после выезда со двора протестировать тормоза и оценить реакцию машины.

Если АБС отсутствует, то ее нужно сымитировать прерывистым или ступенчатым торможением. Прерывистое торможение – это самая простая операция, которая доступна даже начинающему водителю. Нельзя забывать, что эффект и последствия от торможения что на полном приводе, что на моноприводе – везде одинаков.

Каковы особенности вождения переднеприводного автомобиля зимой: занос и управляемость

После торможения основной проблемой для водителя в зимних условиях является поворот. Многие автомобилисты уверяют, что авто с приводом на передние колеса в этом случае представляет идеальный вариант. Это действительно так, отличная курсовая устойчивость таких машин хорошо известна, и дает водителю значительно больше уверенности, чем классический заднеприводной транспорт.

Мотор постоянно нагружает переднюю ось, что способствует сцеплению колес с дорогой. При этом нельзя забывать, что в особенности вождения переднеприводного автомобиля зимой входит такое понятие, как не сбрасывать обороты при входе в занос. Не рекомендуется пользоваться тормозами, потому что это еще больше усугубит ситуацию. Владельцам машин с передним моноприводом стоит учесть несколько простых правил:

  • Начавшийся снос передних колес может остановить, как это ни парадоксально, занос задней оси. На мало скорости это достигается аккуратным торможением ручника с одновременным усилением оборотов.
  • В отличие от заднеприводной машины колеса при сносе здесь нужно направлять не в сторону заноса, а в сторону направления движения. Но на скоростях до 50 км/ч кратковременный поворот рулевого колеса в сторону начинающегося заноса позволит направить авто в нужном направлении.
  • На высоких скоростях переднеприводник реагирует на сброс газа заносом задней оси. Не каждый автомобилист готов в ситуации заноса добавить обороты. Но спонтанный сброс тяги – это то, что нам и нужно. Он спровоцирует занос задней оси, после чего нужно сразу же добавить оборотов и направить машину в необходимом направлении.
  • Если же автомобиль «закрутило», то сразу же нажимаем педали тормоза и сцепления одновременно. Такое решение позволяет стабилизировать положение и остановить вращение. Мотор при этом не заглохнет, что дает возможность быстро освободить полосу движения.

Потерю тяги на снежной целине можно устранить кратковременным выключением муфты сцепления. При торможении двигателем стоит активно использовать перегазовку перед переходом на низшие передачи.

Каковы особенности мастерского вождения полноприводного автомобиля зимой: не теряем бдительности

Определенная часть автомобилистов считает, что полный привод снимает все проблемы в плане управления на зимних дорогах. Да, такая машина – это высокая проходимость и динамика разгона. Но на скользкой трассе нужна филигранная работа газом, потому что занос обычно происходит неожиданно и выйти из него довольно проблематично.

Чтобы постичь особенности грамотного вождения полноприводного автомобиля зимой следует учитывать, каким из двух типов привода оснащен ваш транспорт.

Подключаемый полный привод Part-time

Практически это модель с задним приводом, в которой зачастую передняя ось подключается только на малой скорости и только по легкому бездорожью. Не стоит забывать, что отсутствие свободного межосевого дифференциала существенно ограничивает поворачиваемость.

Кроссоверы со староформатной вискомуфтой довольно часто вылетают в кювет на высоких скоростях, чего не скажешь о современной Haldex с пакетом электронных систем. Чтобы оптимально выбрать схему своих действий при сносе, нужно где-нибудь в безопасном месте сымитировать ситуацию и понять поведение машины.

Постоянный полный привод Full-time

Автомашины с постоянным полным приводом способны дарить опасное чувство вседозволенности, так как в то время как остальные модели уже ушли бы в занос, полноприводник едет довольно уверенно. Момент сноса несколько сдвинут по времени, но наступает он весьма резко.

Как такового заноса с приводом Full-time нет, однако авто скользит в сторону обочины со стабильным положением кузова. Нужно заметить, что ситуация не зависит от того, какая зимняя резина была выбрана. При условии, когда на дороге есть место для маневра, то достаточно плавно добавить обороты, и машина постепенно стабилизирует положение.

Склонность сноса передней оси у автомашин с полным приводом широко известна. Такое поведение можно было бы отнести к особенностям вождения переднеприводного легкового автомобиля зимой, если бы не один момент. Здесь постоянно задействована задняя ось, которая толкает «подскользнувшийся» перед. Попытка торможения и увеличения оборотов может не помочь. Передние колеса, резко войдя в контакт с чистой трассой, могут снова бросить транспортное средство в снос.

Несколько рекомендаций для владельцев авто с полным приводом

Как уже выше отмечалось, 4х4 долго держит трассу, но срывается в занос абсолютно неожиданно. Чтобы избежать неприятной ситуации, следует придерживаться элементарных принципов:

  • Заранее до вхождения в поворот рассчитать скорость движения.
  • Ни в коем случае не сбрасывать обороты, автомобиль с приводом на все колеса сохранит управляемость при достаточном уровне тяги.
  • Рулем нужно работать аккуратно, резкие движения приведут к полной потере управления.

Кажущаяся сложность и противоречивость действий проходи после нескольких тренировок. Неоднократно испытав себя на скользкой трассе, вы приобретете рефлекс на любое поведение машины. Взяв на вооружение несколько советов, появится возможность прохождения поворотов на более высоких скоростях:

  • Немного снизить скорость перед маневром путем кратковременного торможения левой ногой, педаль газа в это время не отпускается.
  • Поворотом руля в сторону поворота установить авто как бы поперек шоссе. При этом начинается боковое скольжение, обороты не сбавляем.
  • Выходя из поворота, плавно добавить газ. Для сохранения достаточной тяги есть смысл перейти на более низкую передачу.
Читайте также:  Интегрированная система активного управления vsm

Резюме

Важно запомнить, что резкий сброс тяги может спровоцировать вращение машины, если под колесами оказался скользкий участок дороги. Такая ситуация возможна даже на прямом участке трассы.

Резких движений рулем следует избегать, но когда автомобиль пошел в занос, действовать нужно решительно. Чем резче поворот в сторону сноса, тем быстрее реакция на восстановления ситуации. Чтобы авто не попал в ритмический занос, после поворота колес в сторону заноса их необходимо сразу же вернуть в прежнее направление, не дожидаясь реакции.

Особенности управления переднеприводным автомобилем

Специфика компоновки переднеприводного автомобиля отразилась не только на конструкции его узлов и агрегатов, но и на приемах вождения. Однако особенности вождения проявляются только на скользкой дороге (мокрой, обледенелой и т. д.). А на обычной сухой дороге, когда нет проскальзывания колес, различий в поведении заднеприводного и переднеприводного автомобиля практически не заметно.

Переднеприводной автомобиль характеризуется высокой чувствительностью на любое движение рулевого колеса. Самовозврат рулевого колеса, при котором управляемые колеса стремятся вернуться к направлению прямолинейного движения, не постоянен. Он увеличивается при резком разгоне на поворотах, и стабилизирующий момент четко ощущается на рулевом колесе. Кроме того, автомобиль имеет отличную курсовую устойчивость, в том числе и на скользких прямолинейных участках дороги.

При движении по прямой скользкой дороге у заднеприводного автомобиля задние колеса постоянно стремятся уйти в сторону (возникает занос). Поэтому водителю для сохранения курсовой устойчивости автомобиля приходится манипулировать рулевым колесом и уменьшать скорость движения. Переднеприводной автомобиль движется по прямой скользкой дороге устойчиво, даже на высокой скорости, не проявляя никакой склонности к заносу. Это снижает напряжение у водителя, создает комфорт и ощущение уверенности. У него притупится бдительность, он может увлечься скоростью и при возникновении на дороге неожиданной ситуации не сможет совершить необходимый маневр.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Признаком критической ситуации является «легкий руль» и незначительные боковые смещения автомобиля, т. е. потеря его курсовой устойчивости. Это говорит о пробуксовке передних колес, при которой утрачивается возможность маневрирования. Автомобиль становится неуправляемым. Поэтому важно всегда чувствовать рулевое управление и своевременно, изменяя обороты коленчатого вала двигателя, не допускать пробуксовки колес.

При повороте на скользкой дороге водитель заднеприводного автомобиля заранее снижает скорость, а если начался занос (потеря сцепления задних колес с дорогой), то сбрасывает газ и поворачивает, при необходимости, рулевое колесо в сторону заноса. У переднеприводного автомобиля в начале заноса на повороте нельзя сбрасывать газ, так как от этого занос резко увеличивается. Ведь при сбрасывании газа автомобиль тормозится двигателем, задок автомобиля приподнимается, задние колеса разгружаются, теряют сцепление с дорогой и смещаются вбок.

Водителю переднеприводного автомобиля надо твердо усвоить, что сбрасывать газ для снижения скорости необходимо до поворота, а не на повороте. Поворот лучше проезжать в режиме «натяга», постепенно увеличивая обороты коленчатого вала двигателя. На повороте следует избегать резких торможений и сбрасывания газа, что может привести к потере сцепления колес с дорогой. Если автомобиль все же пошел на повороте в занос, водитель должен повернуть рулевое колесо в сторону заноса, не сбрасывая, а даже прибавив газ. При сильном заносе одновременно с увеличением подачи топлива поворот следует корректировать рулевым колесом.

Прибавлять газ для устранения заноса на повороте надо осторожно, иначе может возникнуть снос — потеря сцепления передних ведущих колес с дорогой, и автомобиль станет неуправляемым. Снос может произойти и при входе в скользкий поворот на большой скорости. В этом случае автомобиль будет двигаться по более пологой кривой, чем необходимо, и его станет сносить к внешней стороне поворота. Для ликвидации сноса не следует доворачивать руль в сторону поворота, необходимо только сбросить газ, чтобы восстановить сцепление передних колес с дорогой. После этого автомобиль получит резкий бросок в направлении поворота передних колес, и он вернется к заданному направлению движения.

Таким образом, водитель переднеприводного автомобиля должен усвоить следующие основные правила для действия в критических ситуациях:
— при подходе к повороту надо снижать скорость настолько, чтобы обеспечить надежный запас сцепления колес с дорогой:
— при возникновении заноса не сбрасывать газ и корректировать движение автомобиля поворотом рулевого колеса в сторону заноса или плавно увеличить подачу топлива, повышая тяговое усилие на ведущих колесах;
— при возникновении сноса сбрасывать газ до устранения пробуксовки передних колес, а затем корректировать движение автомобиля рулевым колесом.

После освоения приемов гашения заноса и сноса водитель повествует все преимущества переднеприводного автомобиля: комфорт вождения, лучшую управляемость и устойчивость.

Вождение автомобиля зимой

Снежные осадки и гололед провоцируют множество аварий на дорогах. Чтобы не подвергать себя, свое транспортное средство и других участников движения такой опасности, следует знать особенности вождения автомобиля зимой. В автошколах обязательно учат азам, однако существует множество советов и рекомендаций, актуальных в осенне-зимнее время, с которыми бывалые водители знакомы с собственного опыта. Поэтому в данной статье вы узнаете, какое оно – вождение автомобиля зимой.

Любое авто, в принципе, плохо себя ведет на скользкой поверхности даже после «переобувки» в зимнюю резину. Собственно, для этого и создали транспортные средства типа снегоходов и саней, которые легко преодолевают снег и лед даже в условия бездорожья. И основное, что нужно знать о езде на автомобиле в зимнее время, – она должна быть спокойной и размеренной. Из-за отсутствия хорошего сцепления с обледеневшей дорогой существенно возрастает риск бокового и продольного скольжения колес. Важно соблюдать скоростной режим. В условиях большого количества снежных осадков и плохой видимости лучше вообще ограничиться 10-15 км/ч.

Механическая коробка передач в зимних реалиях

Многие профессионалы высказывают мнение, что вождение зимой для новичков на механике является более безопасным благодаря простой связи двигателя и колес. В этом случае особенности крутящего момента и скорости вращения колес полностью зависят от пожеланий водителя. Кроме того, отклик на них происходит практически моментально, что немаловажно на зимней дороге в условиях гололеда.

Езда на «механике» имеет свои особенности. В силу того, что водитель сам выбирает режим работы колес, своевременное переключение передач помогает нивелировать их проскальзывание. Так, при большей скорости оборотность двигателя снижается, он функционирует внатяг и выдает колесам меньший крутящий момент. Возможность менять режим движения в соответствии с изменением погодных условий при грамотном подходе и хороших навыках управления ТС обеспечивает большую безопасность в зимний период.

Езда с автоматическими коробками передач

Отличие автомобиля с АКПП заключается в том, что скорость вращения колес от водителя напрямую не зависит. Это «автономный процесс», определяющийся таким параметром, как частота вращения коленчатого вала мотора, а не скорости движения машины. Поэтому при езде на «автомате» возникают пробуксовки. Чтобы снизить их частоту и интенсивность, в зимнее время следует помнить о наличии специального режима L. Опытные водители не рекомендуют долго так ездить, но для преодоления сложных участков с автоматической коробкой передач это оптимальный вариант.

Существенный плюс зимней езды на машинах с АКПП – плавный старт с места, не требующих подгазовки. При сравнении разных трансмиссий данный фактор всегда учитывается, так как обеспечивает осторожный выезд с парковочного места, когда автомобиль достаточно плотно окружают другие ТС. В случае с АКПП существенно снижается вероятность бокового скольжения при пробуксовке. Поэтому с точки зрения конкретно этой ситуации, ездить на «автомате» для новичков намного удобнее.

Управление переднеприводными машинами

У вождения переднеприводного автомобиля зимой есть всего один нюанс. Главным отличием является то, что нужно раньше снижать скоростные показатели перед поворотами, чтоб не сносило переднюю ось, а задняя не виляла. Основные принципы, которые надо знать владельцам машин с передним приводом:

  • при экстренном торможении следует нажимать педаль сцепления для одновременного торможения всех колес;
  • перед поворотом на скользких дорогах надо заблаговременно снизить разгон;
  • задача передней оси – постоянное протягивание машины вперед;
  • для выравнивания ситуации в случае сноса передней оси в момент поворота лучше использовать ручной тормоз.

Зимняя езда не переднеприводном ТС исключает торможение двигателем, так как в этом случае скорость вращения задних колес будет больше передних. В результате «хвостовая» часть легкового автомобиля начнет вилять, и ее занесет. В соответствии с советами опытных водителей движение должно осуществляться в натяг или с выключенной передачей.

Преимуществом переднеприводных авто является то, что они обеспечивают ровный разгон по выбранной траектории, поскольку именно передние колеса тянут машину вперед. Важная особенность зимней езды – плавное вхождение в повороты. Поэтому стоит заблаговременно скинуть скорость и подготовиться к маневру. Типичная ошибка новичков за рулем – выворачивание рулевого колеса в нужную сторону с одновременным сбросом газа. При управлении переднеприводным авто эффект от данных манипуляций получается прямо противоположным. Правильные действия выглядят следующим образом: задействовать ручной тормоз, выровнять ТС и прибавить газу, чтобы передняя ось вернула машину в нужное направление.

Несмотря на все описанные нюансы, передний привод намного удобнее по сравнению с вождением заднеприводного автомобиля. Он позволяет устойчиво придерживаться выбранного курса на трассе, что обеспечивает достаточно высокий уровень безопасности. Поэтому водители, в частности и новички, увереннее чувствуют себя при движении на большой скорости.

Зимняя езда с полным приводом

Автомобиль с полным приводом – не является спасением от всех бед вождения в зимний период, как считают многие. Собственно, все зависит от типа привода. Он может быть постоянным или подключаемым. Последний, в свою очередь, делится на подключаемый сзади и спереди, жестко, через электронику и вискомуфту. Особенности вождения полноприводного автомобиля зимой заключаются в том, что водителю необходимо быть готовым к заносам в самые неожиданные моменты.

Привычное чувство, что полный привод нивелирует состояние дорожного покрытия, в зимнее время делает вождение абсолютно непредсказуемым. В один момент машина может уверенно входить в поворот, а в другой сорваться в сторону заноса. Даже учитывая повышенную проходимость, со снегом это не работает из-за рыхлой структуры. Несомненно, полноприводный автомобиль безопаснее, чем любой моноприводный, однако это не спасает от сюрпризов, которые периодически подкидывает скользкое покрытие.

Также следует помнить об особенностях таких представителей автомобильной промышленности, как машины с непостоянным полным приводом. По ощущениям в процессе зимней езды они напоминают скорее не управление полноприводным автомобилем, а обычный передний или задний привод. Следует всегда быть готовым в прямом смысле выруливать из сложившейся ситуации, когда электронная часть системы или муфта будут осуществлять включение второй оси.

Правила вождения автомобиля зимой

Неблагоприятные погодные условия каждый год становятся причиной роста аварийности на дорогах в осенне-зимний период. Поэтому во избежание ДТП и других непредвиденных ситуаций нужно в первую очередь помнить об аккуратности. Автомобильная езда – вообще опасный способ передвижения, а в условиях скользкой дороги она требует еще больше ответственности, внимательности и сосредоточенности. Таким образом, каждому водителю следует позаботиться о том, чтобы выработать особый стиль управления ТС на зимнее время.

Читайте также:  Особенности управления автомобилем с АКПП. Как ездить с "автоматом"?

В этом поможет следующий ТОП-10 от специалистов и опытных водителей:

  • Личная защита. Установите подголовники и сидения таким образом, чтобы тело при аварии плотно прижималось к ним. Никогда не ленитесь пристегивать ремни безопасности. Отрегулируйте зеркала и периодически очищайте их, обеспечивая себе возможность оценить окружающую обстановку.
  • Включенный ближний свет и «аварийка». Обеспечение хорошей видимости машины в «скользкое» время года – первая необходимость для собственной и безопасности других участников дорожного движения. Аварийные огни и специальные светоотражающие знаки дадут сигнал водителям о вашем местонахождении, если машина заглохла посреди дороги, и вы не успели съехать на обочину. Это особенно важно вечером и ночью, когда видимость максимально ограничена.
  • Плавный старт. Основные принципы в зимнее время: трогайтесь медленно (лучше на второй передаче), немного раскачивая машину вперед-назад и избегая пробуксовывания. Не срывайтесь с места, воображая себя Шумахером.
  • Аккуратное торможение. При наличии системы ABS тормоз нужно нажимать плавно, чтобы избежать блокировки колес. В случае ее отсутствия на гололеде лучше пользоваться методом прерывистого торможения с включенной передачей.
  • Готовность к заносам. Следующее, что посоветовали бы опытные водители, — избегать скоростной езды и лихачества. Зимой безопаснее ограничиваться 30 км/ч. На переднеприводной машине пробуйте выехать из заноса путем увеличения скорости. На заднеприводной наоборот нужно сбросить газ.
  • Соблюдение дистанции. Не стоит прижиматься к впереди идущему авто, ведь даже небольшой участок льда способен спровоцировать массовую аварию.
  • Внимательность к дорожным знакам. За неимением возможности следить за разметкой, руководствуйтесь при управлении правилами на установленных знаках. Аккуратно преодолевайте трамвайные и ж/д пути.
  • Движение в горку. Вверх нужно подниматься с увеличенной скоростью, а спускаться – с низкой, плавно съезжая и следя за корректностью поведения ТС.
  • Осторожность при перестройке из ряда в ряд. Лучше заранее продумать маневр, а не пытаться проскочить во внезапно образовавшееся окно.
  • Опасные сугробы. Глубокий снег способен сделать управление автомобилем просто невыносимым, поэтому лучше выбирать для движения расчищенные участки. Каждый сугроб – это потенциальная опасность, в котором нередко скрываются открытый канализационные люки, ямы, пни, куски арматуры, кирпичи, обломки бетона.

Новичкам рекомендуется соблюдать все вышеприведенные правила, чтобы не попасть в ДТП, не «убить» коробку передач или прочие важные технические узлы, а также не получить травму. Всегда лучше перестраховаться: ограничить скорость, заранее притормозить перед поворотом, не ездить по открытым участкам льда, обминать сугробы и пропускать другие машины, особенно если их водители пренебрегают основами безопасного вождения в зимний период.

Еще несколько советов…

Ноябрь – традиционный сезон подготовки к зиме. Типичными проблемами этого времени являются замерзание технических жидкостей и узлов, преодоление снежных заносов, неустойчивая езда. Чтобы повысить безопасность управления ТС, стоит проверить его на исправность на СТО. Мастер устранит выявленные поломки и даст актуальные советы по вождению зимой. Так как в это время автомобиль требует большего внимания в вопросе ухода, следует запастись спецсредствами, работающими при низкой температуре. Также всегда имейте в багажнике:

  • лом, лопату или другой шанцевый инструмент;
  • зарядное устройство для аккумулятора;
  • трос для буксировки;
  • щетку для очистки лобового стекла;
  • провода для «прикуривания»;
  • фонарик и запасные батарейки для него.

Даже не рекомендация, а правило для новичков – купить наклейку с восклицательным знаком и ездить с ней, пока не накопится достаточно водительского опыта. Другие участники дорожного движения обычно пропускают и объезжают такие машины, чтобы не создавать сложной ситуации и не попасть в аварию, если начинающий водитель вдруг растеряется или потеряет управление на обледенелой дороге.

После того, как установите зимние шины с шипами, обкатайте новую «обувку» на скорости 80 км/ч (достаточно одного километра). Такой комплект будет особенно полезным на заснеженной дороге и гололеде благодаря хорошему сцеплению и маленькому тормозному пути. Недостатком шипованной резины является создание шума во время движения, а также снижение устойчивости на мокром и сухом асфальте.

Особенности вождения автомобиля зимой

Здравствуйте, уважаемые гости и читатели автомобильного блога Автогид.ру. Сегодня в статье мы разберём особенности вождения автомобиля зимой. Это коварное время года, таящее в себе немало угроз и в первую очередь для человека недавно получившего права на управление автомобилем.

Сложные погодные условия такие, как снег, мороз, сильный ветер, снегопад и гололёд заставляют водителя неоднократно задуматься о целесообразности использования машины зимой. Многие так и делают просто оставляя автомобиль в гараже или под окном, пока он не превратится в снежный холмик и только очертания будут выдавать машину.

Но что делать если без машины невозможно обойтись зимой? Надо ездить каждый день на работу, учёбу, домой. Возить детей в школу или детский сад. Статья об особенностях вождения машины зимой поможет правильно использовать и управлять автомобилем в зимнее время.

Почему зимой водить автомобиль сложнее?

Наступление зимы проявляется понижением температуры воздуха, выпадением осадков в виде снега, появление гололёда на улицах городов, дорогах и автомобильных трассах.

Согласно статистике количество аварий в зимнее время увеличивается. Это прежде всего мелкие дворовые столкновения, невнимательность при маневрировании, так и серьёзные аварии с человеческими жертвами и большим материальным ущербом.

Выделяют следующие зимние погодные условия, заметно усложняющие жизнь водителя:

Низкая температура воздуха

Понижение температуры воздуха может вызывать следующие негативные последствия касающиеся эксплуатации машины:

-ухудшение пуска мотора при высоком морозе

Низкая температура заметно снижает способность к воспламенению воздушно-топливной смеси и прежде всего дизельных автомобилей. Использование летнего дизельного топлива делает практически невозможным пуск мотора при температуре от 10 градусов ниже нуля.

-замерзание лобового стекла

Достаточно распространённое явление когда машина стоит во дворе дома, а не гараже. Утром приходиться использовать скребок для удаления льда с поверхности лобового стекла. Многие нетерпеливые водители очищают небольшой участок стекла и выбираются в путь.

Плохой обзор на дороге и особенно в ранние утренние или вечерние часты когда на улице темно приводит к значительному риску попасть в ДТП. Если нужно быстро удалить лёд с поверхности лобового стекла машины можно использовать специальные размораживатели.

Снегопад

Очень частое зимнее погодное явление, характеризующееся интенсивным выпадением снежных осадков за короткий промежуток времени. Обильный снег создаёт самую настоящую снежную пелену, укрывающую собой полотно дороги. Водителю тяжело ориентироваться на дороге и скорость принятия решений замедляется.

Зачастую первый выпавший снежок очень быстро скатывается и дорога превращается в каток. Машина не едет по дороге, а просто скользит. Очень высокий риск оказаться в кювете при несоблюдении скоростного режима или использовании экстренного торможения.

Гололёд

Первые морозы приносят с собой гололёд. Коварное природное явление способное спровоцировать серьёзные аварии. Незаметное на первый взгляд, так как зачастую дорога выглядит как обыкновенный асфальт. На самом деле он покрыт тонкой коркой льда, а между колёсами и асфальтом нет точек соприкосновения. При торможении автомобиль, просто скользит вперёд практически не снижая своей скорости.

В принципе, это основные погодные факторы характерные для зимы и влияющие в на сложность управления и вождения автомобиля. Конечно, их больше, но именно эти оказывают сильное влияние.

Вождение переднеприводного автомобиля зимой

Большая часть автомобилей, колесящих по дороге нашей Родины, да и во всём мире имеют передний привод колёс. Это значит, что крутящийся момент от двигателя передаётся на 2 передних колеса машины.

Существуют следующие правила вождения машины имеющей передний привод колёс:

  1. При заносе руль поворачивается в сторону заноса автомобиля. Плавным движением ноги на педаль газа увеличиваются обороты двигателя. Резко газовать не стоит, так как можно сделать только хуже. После выравнивания машины ногу с педали газа можно убрать и плавно снизить скорость движения без экстренного торможения. Хаотичных движений рулём при заносе переднеприводного автомобиля делать не стоит, так как ситуация только ухудшится. Возвратить контроль над машиной после этого будет практически невозможно.
  2. При входе в поворот на зимней дороге не стоит злоупотреблять педалью газа. Этим самым можно «сорвать» машину в занос и тем самым уйти в кювет. Тормозить то же необязательно можно просто убрать ногу с педали газа и машина сама снизит скорость движения.
  3. При неблагоприятных условиях движения (снегопад, гололёд, высокая скорость ветра, большой снежный покров) лучше снизить скорость автомобиля до величин когда можно свободно контролировать автомобиль.
  4. Обязательно нужно использовать зимнюю резину на колёсах автомобиля. Экономия на зимней резине приводит к печальным последствиям. Очень часто «экономисты» ремонтировали машину после ДТП.

Специалисты, вообще считают, что вождение переднеприводного автомобиля зимой проще чем заднеприводной машины. Именно поэтому новичкам, не имеющим богатого опыта использования автомобиля зимой при выборе модели машины лучше выбирать передний привод.

Вождение заднеприводного автомобиля зимой

Задний привод автомобиля считается классическим. Первые автомобили обладали задними ведущими колёсам. Крутящийся момент от двигателя передавался на задние колёса и приводил машину в движение.

Сегодня количество заднеприводных машин значительно сократилось. Некоторые именитые автомобильные марки (БМВ, Мерседес и прочие) продолжают выпускать автомобили с задним приводом.

Выделяют следующие правила вождения заднеприводного автомобиля зимой:

  1. При заносе заднеприводной машины надо вращать руль в сторону противоположную заносу и убрать ногу с педали газа. Тормозить нельзя, так как машину начнёт раскручивать и просто сбросит с дороги в кювет. Это чревато опрокидыванием машины и существенными техническими повреждениями.
  2. При движении на автомобиле с задним приводом надо соблюдать скоростной режим. Машины этого типа сложнее в управлении и особенно осторожны должны быть водители недавно получившие права. Самоуверенность очень часто доводила до выноса машины с дороги.
  3. Зимняя резина на машине должна стоять обязательно. Не нужно использовать зимнюю резину сугубо на заднем приводе, а на переднем оставлять летнюю. Это ещё хуже, чем езда только на летней резине. Решения не должны быть половинчатыми.
  4. На заднем приводе надо забыть о скоростных прохождениях поворотов. Неосторожное обращение с педалью газа чревато заносом машины и схождением её с дороги. Повороты зимой надо проходить осторожно без резких ускорений.

Вождение полноприводного автомобиля зимой

Полным приводом оснащаются некоторые модели кроссоверов и все настоящие внедорожники. Он может быть постоянным или подключаемым. Полный привод, значит, что крутящийся момент от мотора машины передаётся на все 4 колеса.

Некоторые модели автомобилей дают возможность водителю отключать или подключать два колеса. Тем самым достигается экономия топлива. Другие модели, например российская Нива имеет постоянный полный привод. Выбор зависит от личных предпочтений водителя.

Выделяют следующие правила вождение полноприводного автомобиля зимой:

  1. При заносе полноприводной машины не нужно теряться. Руль вращать нужно в направлении заноса и медленно увеличивать подачу топлива педалью газа. Применять торможение нельзя, так как машина может начать вращаться.
  2. При заходе в поворот на полноприводной машине необходимо выполнять по максимально большей траектории. Это позволит минимизировать возможные риски заноса.
  3. Очень часто владельцы полноприводных машин теряют бдительность и считают, что гололёд им не помеха прокатится с ветерком. На самом деле это очень опасное заблуждение и законы физики не смог опровергнуть ещё ни один внедорожник.
  4. Даже на полном приводе не нужно зимой с горки пускать машину накатом на нейтральной передаче. Очень часто автомобиль при наезде на бугорок или ямку терял управление.
Читайте также:  Управление автоматической коробкой передач

Правила вождения автомобиля зимой

Следующие правила помогут водителю в зимнее время сохранять полный контроль над дорогой и избежать неприятностей. Самое главное сохранять твёрдость руки и самообладание в любой ситуации.

Проверка машины перед началом движения

Перед тем как выезжать на дорогу надо проверить работу дворников, повороты, исправность ближнего и дальнего света. Необходимо помнить, что зимой темнеет рано и в тёмное время суток возможность контроля за дорожной обстановкой снижается.

Скорость движения

Половина всех дорожно-транспортных происшествий зимой совершается в результате неправильно выбранной скорости движения автомобиля. Превыше скорости на скользкой зимней дороге чревато вылетом с трассы и опрокидывания.

Дистанция между автомобилями

Несоблюдение дистанции между автомобилями зачастую становится причиной мелких ДТП. Водитель сзади просто не успевает остановиться, так как сцепление колёс с дорогой зимой намного хуже чем летом. Это многие не учитывают и пренебрегают дистанцией при движении в городском плотном потоке.

Правильное торможение

Очень часто многие водители не знают как правильно тормозить зимой и не могут остановить машину на скользкой дороге. Большая часть просто резко давит на педаль тормоза и тем самым блокируя колёса.

Машина начинает идти юзом и водитель теряет управление. Тормозить надо прерывисто ударяя ногой по педали тормоза короткими сериями. Это правило действует только в отношении машин, не оснащённых системой ABS.

В ином случае надо просто что есть мочи давить ногой на педаль тормоза и не отпускать её до полной остановки автомобиля.

Движение по оживлённой трассе

Выбирать скорость движения, нужно учитывая погодные условия. Если начался сильный снегопад лучше остановиться на стоянке и переждать непогоду. Выбирать для движения лучше светлое время суток.

Обязательно надо отдыхать и не делать длительных «забегов» на машине без остановок. Особое внимание надо уделять проезду поворотов, крутых подъёмов и спусков.

Заключение

Надеемся, что советы по вождению автомобиля зимой вам пригодятся и позволят избежать неприятностей на снежной трассе или дороге. В любой ситуации надо сохранять трезвость ума, расчётливость и нельзя поддаваться панике.

В дорогу зимой надо обязательно брать с собой автомобильную зарядку, мобильный телефон, термос с тёплой водой или чаем, провиант, тёплые одеяла, фонарик и светоотражающие жилеты.

KUNST! Чем грозит полный привод на скользкой дороге

Полный привод по сравнению с моноприводом наиболее каверзен. В скольжение под газом могут отправиться все колёса. Причём они могут сделать это как одновременно, так и совершенно в произвольном порядке.

Если вы зайдёте в автосалон, где продаются полноприводные автомобили, и поинтересуетесь у менеджера, зачем, собственно, этот полный привод нужен, в ответ услышите длинную душещипательную лекцию. Аргументы будут настолько убедительны, что вам не останется ничего другого, кроме как уверовать в абсолютное превосходство таких машин над любым «недоприводом».

Для большинства полный привод — в первую очередь высокая проходимость. Конечно же это так. Но только отчасти. Ведь полный привод ставится на дорогие лимузины не для того, чтобы на них можно было ездить на рыбалку. Рекламные брошюры пестрят заявлениями: эти автомобили — самые безопасные в управлении, в любую погоду и на любом покрытии. Так ли?

Всё зависит от конструкции трансмиссии, наличия и адекватности работы блокировок дифференциалов или подключающих муфт. На управляемости и устойчивости также сказываются эффект циркуляции мощности, загрузка осей в торможениях, разгонах и манёврах.

Одним из преимуществ полного привода на дороге является эффективный разгон. Здесь всё просто. Тяга, развиваемая двигателем, делится не между двумя (как на моноприводе), а между четырьмя «катками». Следовательно, при ускорении и торможении двигателем сорвать колёса в снос здесь гораздо сложнее. Собственно поэтому полный привод получил широкое применение в автоспорте. Разгон на скользком покрытии намного интенсивнее.

Пустить полноприводный автомобиль в боковое скольжение —
несложно даже новичкам. Но удерживание его на оптимальной траектории и стабилизация в нужном месте под нужным углом на выходе из поворота могут стать камнем преткновения для неопытных водителей.

Кроме того, такой тип привода не так «шарахает» в сторону на том же скользком или неоднородном покрытии. А насколько легче на полноприводнике перестраиваться из ряда в ряд через рыхлый снежный валик, образовавшийся между полосами движения! И в гражданских условиях водитель действительно чувствует себя намного увереннее и спокойнее. Не врёт реклама? А что если случится экстремальная ситуация? И тут возникают вопросы. За ответами мы отправились в Карелию, в школу водительского мастерства quattro.

Самоблокирующийся дифференциал Torsen на серийных автомобилях впервые применила Audi в середине годов прошлого века. Его конструкция настолько гениальна, что по сей день дифференциал используется многими производителями. Изюминка самоблока в том, что он подстраивает степень блокировки автоматически в зависимости от изменения крутящего момента на выходных валах, не допуская при этом никаких пробуксовок разгруженных (по моменту) осей. Дифференциалы Torsen используется в трансмиссиях Toyota Land Cruiser Prado, Range Rover, VW Touareg и Porsche Cayenne…[/img]

Трудность полного привода в том, что реакции на увеличение и уменьшение газа не однозначны, как у монопривода. На заднеприводной машине возникнет занос задней оси, например, в скользком повороте при резком нажатии на газ. Произойдёт это под действием центробежной силы и невозможности шин при большом продольном проскальзывании воспринимать боковую силу. Если на скользком покрытии дать газу в вираже на переднеприводнике, в скольжение сорвётся передняя ось. В данном случае неважно, какой из типов привода предпочтительнее. Суть в том, что водитель на моноприводе знает, как поведёт себя автомобиль при подаче газа, и почти всегда способен однозначно реагировать на скольжение.

[img src=”https://www.drive.ru/images/lib/articles/additional/preview/1140527.jpeg”]Скольжения дизельных полноприводных Audi A6 в этот раз мы отрабатывали на льду одного из карельских озёр.

А вот какая из осей под тягой начнёт срываться в скольжение первой на полноприводнике, особенно если речь идёт о симметричном постоянном приводе, вопрос ещё тот… Здесь всё зависит не только от конструкции трансмиссии, её настроек и адекватности работы блокирующих дифференциалы устройств, но и от загрузки колёс. Если после сброса газа или очередного торможения больше загружена передняя ось, при манёвре наружу начнёт скользить ось задняя (занос). В случае если передние колёса в повороте и на грани скольжения, а вы хотите при этом заложить крутой манёвр, увеличение газа приведёт лишь к «знакомству» задних колёс с обочиной. Но и это ещё не всё. Прибавьте изменяющуюся нагрузку по бортам во время и после манёвров, постоянно меняющееся под колёсами покрытие и поймёте, насколько трудно новичку под тягой в скольжении управлять автомобилем с постоянным полным приводом. Но говорим мы всё это совсем не для того, чтобы при виде полноприводной машины волосы у вас вставали дыбом. Просто надо знать, как ею управлять и что она умеет. А умеет, поверьте, многое.

Правильность выполнения упражнений контролируется
инструкторами с помощью раций.

Итак, замёрзшее карельское озеро. Audi A6 TDI quattro. По обеим осям разработчики по традиции развели тягу в равной пропорции — 50 : 50. В «аудишных» трансмиссиях quattro применён самоблокирующийся дифференциал Torsen. Его название происходит от английских torque (крутящий момент) и sensing (чувствительность). Собственно, главная особенность этого дифференциала отражена уже в его словесном обозначении. Он способен менять степень блокировки в режиме реального времени, но не в зависимости от разности частот вращений приводных валов передней и задней осей, а в ответ на изменение крутящего момента на них. Иными словами, Torsen реагирует на изменение силы в пятнах контакта колёс с дорогой и увеличивает степень блокировки выходных валов относительно друг друга ещё до того, как колёса одной из осей сорвутся в скольжение. Torsen действует на опережение без всякой электроники, а только благодаря хитроумной конструкции.

Чтобы пройти дугу, скользя двумя осями, перед входом в вираж нужно при торможении подгрузить передние колёса, повернуть их в сторону поворота на небольшой угол и, слегка добавляя газа, дождаться заноса.

Симметричный привод и умный дифференциал… Искушённому драйверу со спортивными амбициями трасса на озере — своего рода чистый холст, на которым при наличии определённого умения можно изобразить много чего. Автомобиль позволяет вытворять чудеса, «шестёркой» в скольжении можно крутить практически так, как заблагорассудится. Но лишь при правильных действиях газом и тормозом. Причём «бороться» с машиной, отлавливать и ждать, пока там подключится, не нужно — привод себя ведёт логично и понятно в любых условиях, несмотря на то что «наши» A6 были оснащены АКПП. Полный привод в сочетании с автоматическими коробками, как правило, наиболее каверзен, поскольку тяга, которая так нужна «прямо сейчас», часто запаздывает раздумий «автомата». Но «аудишную шестиступку» ругать за нерасторопность не приходилось.

Без теории, соответствующего инструктажа и наглядных объяснений новичкам трудно выполнять фигуры высшего пилотажа. Перед каждым упражнением учителя школы quattro дают теоретическую вводную часть.

Если хорошенько нагрузить переднюю ось во время торможения и качнуть руль в сторону поворота, автомобиль начнёт скользить задней осью наружу. Стоит в этот момент слегка поддать газу, машина сорвётся в занос. Распрямляем руль, чуть-чуть газа, и занос сменяется управляемым скольжением всеми четырьмя колёсами. Здесь главное — не переборщить с подачей топлива и грамотно (не отклоняя на большие углы управляемые колёса) работать рулём и тормозом, сохраняя баланс, необходимый для прохождения дуги в управляемом скольжении.

На выходе из поворота самоблок-торсен также не оставит без внимания заднюю ось. При разгоне задние колёса нагружаются, и здесь тяги (если грамотно работать с подачей топлива) будет ровно столько, сколько необходимо для максимально возможного ускорения. Возможно, вы почувствовали, что скольжение задней оси грозит глубоким заносом, потерей управляемости и бесконтрольным разворотом. В таком случае достаточно немного добавить газку, сорвать переднюю ось в скольжение и подправить траекторию рулём. И несмотря на то что машина будет скользить по заданной дуге вперёд боком, траектория станет распрямляться, и вам удастся избежать разворота…

Как ни крути, а на Audi писать дуги гораздо удобнее и приятнее. Циркуляция мощности в трансмиссии уазика с его жёстко подключаемым передком постоянно провоцирует скольжения в поворотах.

Конечно, нюансов — миллиард! Но всё же грамотно заточенный полный привод существенно облегчит жизнь. Ну а если вы обладаете навыками спортивного вождения, 4WD в ваших руках становится просто сокровищем. Нет, это не значит, что в повседневной езде дуги развязок и поворотов вы будете проходить на сумасшедшей скорости в боковом скольжении. Напротив. Зато при наличии в «инструментарии» приёмов активного управления и хорошо настроенного полноприводного автомобиля у вас больше шансов избежать на дороге неприятностей. Вот только постигать полноприводные премудрости можно до бесконечности.

Ссылка на основную публикацию