Занос автомобиля, что делать

Занос автомобиля: что делать

З анос автомобиля можно сделать управляемым. Рассмотрим (с видео) ошибки большинства водителей, допускающих занос автомобиля.

Вначале ВИДЕО урок, потом разберем увиденное.

Разберем увиденное с Александром Андреади:

1. Автомобилем управляет взгляд

Куда смотрим – туда приедем. Руки и ноги повинуются мозгу через глаза. Именно они дают информацию о цели. А чтобы знать, куда идти — нужно видеть цель. Соответственно, если машина заскользит и покажется, что мы теряем управление и скользим в сторону сугроба/бордюра/другой машины — мы непременно там и окажемся, будьте уверены!! Если же мы всегда будем смотреть только туда, куда попасть хотим — даже если кажется, что мы уже никак туда не впишемся, шансы на спасение возрастают молниеносно!

Ищем просвет среди машин, дорогу между брустверов, кусочек снега посреди озера льда и т.п. Таким образом мы программируем мозг на действия, ведущие к спасению. Наши шансы выйти сухими из воды увеличиваются. И даже если неприятный контакт с препятствием все же произойдет — последствия будут минимальны.

2. Колеса направляем туда, куда хотим попасть

Когда мы поняли, куда смотреть, нужно быстро определяться, куда смотрят управляемые колеса. А смотреть они должны куда? — Туда, куда хотим попасть. Всегда. Поэтому технику быстрого руления с перехватами нужно освоить в обязательном порядке. В среднем любой водитель за пару занятий на тренажере уже рулит очень хорошо. Это несложно.

Важно при этом не забывать, куда вывернуты колеса. Быстро выкрученный руль в сторону заноса еще не все. Если при стабилизации машины его не вернуть в исходное положение еще быстрее, чем выкручивали сначала — не миновать ритмического заноса. Обычно в таком случае машину разматывает, и она оказывается где-нибудь в кювете.

Колеса должны всегда смотреть туда, куда хотим попасть мы.

3. Неаккуратная работа с газом

Резкий сброс газа на любом типе привода провоцирует разгрузку задних колес — они теряют сцепление с покрытием, и машина начинает скользить. Газом нужно работать нежно, это не тумблер on/off, а чуткий орган управления. Его надо уважать.

На переднем приводе в таком случае важно главное — нажать на газ и держать, пока машина не встанет на прямую. Даже дозировать его особо не надо, буксующие колеса вытянут машину даже из самого невероятного заноса. Рулем опять же надо подсказывать направление движения, и все.

На заднем приводе чуть сложнее, потому что надо балансировать углом поворота передних колес и скоростью пробуксовки задних. Чтобы выжить: быстро руль в сторону заноса, газ немного прижимаем. Важно, чтобы задние колеса вращались. Иначе создается тормозной момент, который провоцирует блокировку колес. Как только угол заноса перестал расти — расправляем руль и плавно прибавляем газ. Здесь нужно гораздо больше тренировки и чувства машины, чтобы все получалось плавно и правильно, но при должном подходе к обучению хорошо и точно скользить может научиться практически каждый.

Полный привод. Бывает с разным распределением момента по осям. Стратегия управления находится где-то посередине между передним и задним приводом. Как и на переднем приводе, руль играет не очень большую роль. Если держать газ, ничего криминального не случится. Но все же подсказывать передним колесам желаемое направление нужно несколько быстрее, чем на переднем приводе.

Чтобы потерять контроль над полноприводным автомобилем вплоть до разворота — нужно очень-очень серьезно ошибиться.

4. Педаль тормоза любит нежность

На скользком покрытии резкое нажатие на тормоз провоцирует блокировку колес, а на большинстве современных машин это заставляет пробуждаться АБС. Да, она не позволит колесам окончательно заблокироваться, но тормозить вы будете долго. Очень долго. Система очень рано растормаживает колеса, эффективность торможения падает. Для того, чтобы качественно снизить скорость на снегу/льду, нужно позволить колесу вращаться, блокируясь частично. Вместо грубого нажатия используйте нежное обращение с педалью тормоза — без АБС в большинстве случаев вы остановите машину гораздо раньше. Если все же АБС сработала — приотпустите педаль и нажмите снова, но легче.

Вместо грубого нажатия используйте нежное обращение с педалью тормоза — без АБС в большинстве случаев вы остановите машину гораздо раньше.

Много вылетов происходит из-за перебора скорости на входе. Покрытие оказалось более скользким, чем нам казалось, а скорость слишком велика. Если топнуть по тормозу, да еще и с повернутыми колесами — машина тупо поедет прямо под действием центробежной силы. И висеть вам на бруствере да трактор ждать. А если нажать нежно, не допуская блокировки колес, таким образом дополнительно загрузив передние шины, а следом повернуть руль немного (именно немного, а не до упора в сторону поворота!) в сторону поворота и уменьшить давление на педаль тормоза — автомобиль заскользит задней осью и устремится на выход из поворота, а не в сугроб. Останется только вовремя добавить газ и распрямить руль.

Важно — верить. Вера в хороший исход тяжелой ситуации — уже 50% успеха.

И помните! Если занос критический, угол растет, а колеса вывернуты уже на максимум — выжимаем сцепление (без тормоза) и ждем, ждем, ждем, пока машина не начнет выравниваться. Размыкание ведущих колес с коробкой передач позволяет им вращаться свободно и найти те недостающие крупицы «держака», которые дадут машине вернуться на исходную траекторию. Когда угол перестает расти — готовимся рулем и газом поддержать правильное направление (на выход из поворота).

Главное — поменьше резких движений. Машина должна четко понимать, что от нее хотят. Она инертна и требует времени на реализацию ваших хотелок. Дайте правильную команду, немного времени — и все будет ок!

Учитесь и экспериментируйте только на закрытых площадках! В городе слишком много препятствий, гарантирующих дорогостоящий ремонт в случае контакта.

Просмотрите еще раз внизу живой видео урок, опыт вождения собирают по крупицам.

kl-176 › Блог › Про занос, типы привода и выведение авто из заноса

Много уже всего написано и рассказано на эту тему, но я попробую докинуть свои пять копеек.

Начнем рассмотрение с классического заднего привода.
Есть какая-то дуга дороги с большим радиусом. Нажали мы на этой дуге на газ и задние колеса пошли в пробуксовку, начался занос. С автошколы мы знаем, что в этом случаи следует отпустить газ (или снизить интенсивность акселерации), а также повернуть руль в сторону заноса, тогда машина должна стабилизироваться.
Почему так происходит?
Автомобиль движется по дуге. Мы нажимаем на газ. В то время, как передние колеса имеют стабильное сцепление с дорогой, задние колеса из-за возросшей скорости и действия на автомобиль центробежной силы устремляются наружу поворота. Задние движутся пр большему радиусу и имеют большую скорость, чем передние. И при добавление газа скорость задних колес становится все больше, вместе со скоростью увеличивается и угол (глубина) заноса. Задние колеса все сильнее пытаются обогнать передние. Данное поведение автомобиля (когда задние колеса пытаются обогнать передние) нам не нравится и мы хотим от него избавится. Чтобы это сделать теоретически есть два способа: увеличить скорость передних колес или уменьшить скорость задних. Т.к. у нас задний привод, то на передние колеса мы повлиять ну никак не можем, поэтому остается только убрать ногу с газа, тем самым снизив скорость на задних колесах. Отпуская газ. По сути происходит торможение двигателем. Т.е. задняя ось переходит в режим торможения, в то время как передние колеса продолжают спокойно катиться. Роль двигателя в данном случаи очень важна. Именно он позволяет более эффективно замедляться задним колесам. Ну и пожалуй еще не естественное положение, когда заднее колесо находится под углом к направлению движения, передним колесам все же удобней катиться получается.

Теперь рассмотрим передний привод
Ситуация похожая. Есть дуга с большим радиусом. Едим мы по ней в разгоне, но на каком-то моменте происходит отпускание педали газа. А как говорилось ранее при сбросе газа по сути начинается торможение двигателем. Так же происходит динамическое смещение центра тяжести автомобиля. Передние колеса на торможение загружаются сильнее, чем при постоянной скорости движения, а задние наоборот — разгружаются. И такая ситуация является благоприятной для того, чтобы произошел срыв задней оси в скольжение. Итак занос начался. Задние колеса получили некий импульс вращения и пытаются обогнать передние колеса, а у передних колес скорость меньше из-за фактического торможения двигателя. Как нам выйти из этой ситуации? Варианта насколько вы помните всего лишь два: увеличить скорость передних колес и уменьшить скорость задних. На передние колеса повлиять мы можем. Как учит нас автошкола, необходимо нажать на газ. Тем самым мы восстанавливаем тягу на передних колесах их скорость начинает возрастать и они нас вытягивают из заноса.
Интересный момент заключается в том, что и на задние колеса мы повлиять тоже можем. С помощью ручника. Но если его дернуть, то произойдет полная блокировка задних колес, что приведет еще к большему ухудшению их сцепления с дорогой и еще большему их срыву. Поэтому данный способ не годиться. А точнее сказать, как правило, используется для противоположной цели, чтобы вызвать занос. А вот системы стабилизации работают более деликатно, они подтормаживают отдельно взятые колеса и тем самым зад перестает обгонять перед.

И вот мы добрались до самого интересного — полного привода.
Для многих, особенно тех кто не ездил на полном приводе поведение при заносе кажется очень непонятным и неоднозначным. Ведь даже в автошколе четких рекомендаций нет)) Что же делать при заносе полного привода, неужели ничего не остается как только молиться?))

На деле многое зависит от конкретного автомобиля и от его системы полного привода, от того как может распределяться крутящий момент между осями, от того постоянный это полный привод или подключаемый и масса еще каких нюансов. Свои рассуждения я выскажу по отношению к знакомым мне автомобилям, субару и эво, автомобилям с постоянным полным приводом, но думаю, что и для многих других автомобилей эти рассуждения могут оказаться вполне верными.

Автомобиль с постоянным полным приводом — это автомобиль, у которого одновременно крутящий момент передаются и на переднюю и на заднюю ось. Отсюда следует, что такой автомобиль обладает особенностями, как переднего так и заднего привода одновременно.

Вернемся к нашей воображаемой дуге, по которой мы движемся уже на полноприводном автомобиле. Всего две ситуации. Рассмотрим первую. Автомобиль едет стабильно, а мы сами дурачки давим газ и провоцируем занос.
Если на дуге поворота на полном приводе ПЛАВНО начинать увеличивать газ, то передние колеса, которые направлены во внутрь поворота туда и будут стремиться, а задние колеса попытаются обогнать передние. Ситуация очень похожа на задний привод, отчетливо будет ощущаться срыв задней оси при увеличение газа. И метод борьбы с заносом точно такой же — отпустить газ. Играем с газом: плавно и потихоньку нажимаем газ, задняя ось идет в занос на небольшой угол, отпускаем — автомобиль стабилизируется. Можно сказать, что на этом этапе автомобиль имеет заднеприводный характер. НО ситуация меняется в тот момент, когда мы продолжаем удерживать газ или увеличиваем его подачу и задняя ось уходит в глубокий занос. Не такой легенький, как был на первом этапе, а именно глубокий занос. Задняя ось сорвана полностью и вот-вот уже готова обогнать переднюю. Сброс газа в этой ситуации способен дать эффект ручника, т.е. уже сорванные колеса тут же потеряют сцепление и произойдет разворот автомобиля. А если и дальше увеличивать газ на повернутых во внутрь колесах, то автомобиль уйдет во внутреннюю часть дороги или же перейдет во вращение, если дело происходит на открытой площадке. И вот в этот момент автомобиль уже имеет ярко выраженное поведение переднеприводной машины. Для выхода из заноса необходимо повернуть руль в сторону заноса и добавить газу.

Точка смены поведения автомобиля это поворот руля в сторону заноса — передний привод, в противоположную заносу — задний привод.

На практике чаще всего управляемый занос развивается следующим образом.
-движемся по прямой, хотим войти в поворот в заносе, для этого поворачиваем руль во внутрь поворота и добавляем газ.
-автомобиль переходит в скольжение. Как правило, всегда, это скольжение не только задней или передней оси. Полноприводный автомобиль скользит всеми четырьмя колесами — СИЛОВОЕ СКОЛЬЖЕНИЕ. Автомобиль посредством центробежной силы скользит наружу поворота. В этот момент можно додержать газ или добавить больше газа и довернуть автомобиль на нужный угол.
-Как только занос вызван и автомобиль скользит в нужном угле, который нам нравится, происходит приотпускание газа и поворот руля в сторону заноса затем подача газа возобновляется и передние колеса вытягивают автомобиль из заноса по аналогии с передним приводом.

В моем описание есть пауза при работе с газом, т.е. момент приотпускания газа, но можно обойтись и без этого. Если автомобиль находится уже в очень грубоком заносе и большим углом, то времени на отпускание газа попросту не будет. Необходимо повернуть руль в сторону заноса, в случаи очень глубокого заноса, руль выкручивается до упора и педаль газа утапливается в пол — это единственный способ выйти из столь глубокого заноса. Но у полноприводного автомобиля, как и у любого другого авто может не хватить для выхода из глубокого заноса выворота колес, мощности (передние колеса не смогут вытянуть задние) или что чаще может быть — элементарно не хватит свободной дороги.

Читайте также:  Советы по управлению автомобилем в гололед

Полный привод это по истине выдающаяся система, которая развязывает водителю руки намного больше, чем позволяет сделать монопривод. Но даже настолько продвинутая система не отменяет законов физики.

Занос автомобиля. Как выбраться из заноса

Наиболее опасное явление на обледенелой дороге, приводящее к печальным последствиям, — занос.

Занос — это движение автомобиля, сопровождающееся боковым скольжением его задней или передней оси. Такое скольжение возникает в случае, когда теряется сцепление колес с дорогой, что может произойти по многим причинам.

Чаще случается занос задней оси. При заносе корпус автомобиля изменяет свою ориентацию на дороге — поворачивается. Передняя ось движется в том направлении, куда направлены передние колеса, а задние не идут по следу передних. Поэтому автомобиль, продвигаясь вперед, получает еще и вращательное движение. Возникающая при этом центробежная сила складывается с боковыми силами, вызвавшими занос, и усиливает их. Отсюда ясно: если занос вызван резким ускорением, нужно убавить «газ», если торможением — отпустить тормоз. Но этим можно только уменьшить влияние поперечной силы. Для того чтобы ликвидировать занос, нужно повернуть руль в сторону заноса. Возникшая при этом центробежная сила инерции начнет разворачивать автомобиль в сторону, противоположную заносу, т. е. возвращать его в исходное состояние. По мере возвращения автомобиля в исходное положение нужно поворачивать руль и возвращать передние колеса в исходное положение так, как это приходится делать на повороте — поворот еще не кончился, а колеса поворачиваем в положение прямо. При достаточных навыках водителя занос может быть прекращен одним приемом. Если после возвращения автомобиля в исходное положение он не останавливаясь начал разворачиваться в другую сторону, необходимо опять же поворотом руля в сторону заноса ликвидировать его. При этом важно ве суетиться, действовать хладнокровно и осторожно, поворачивая руль на угол, пропорциональный величине заноса.

Занос можно понять теоретически, а выход из него должен отрабатываться только тренировками. Водитель должен побороть в себе боязнь заноса, которая рождается в его первой стадии, а затем научиться заставлять себя возвращать руль в те напряженные секунды, когда машину еще крутит. Тренировки можно устраивать только на свободных от движения площадках и участках дороги, где нет ни транспортных средств, ни пешеходов. Искусственно создавая заносы и выравнивая машину, постоянно усложняя условия тренировок, можно добиться полной власти над самим собой и над заносом.

Спровоцировать занос при скорости 20-25 км/ч очень просто, если резко затормозить. Можно усилить занос, резко повернув руль перед самым торможением. Отработку приемов лучше проводить в следующем порядке.

  1. Научиться определять момент, когда сцепление колес с дорогой уменьшается до такой степени, что они находятся на грани скольжения. Умение чувствовать эту грань позволит в дальнейшем вовремя снижать скорость, ослаблять торможение, т. е. избегать заносов.
  2. Выработать привычку мгновенно реагировать рулем на начинающийся занос, доведя действие «занос — руль» до автоматизма.
  3. Научиться определять момент, когда поворот руля вызывает ответную реакцию — занос начинает затухать.
  4. Приучить себя начинать поворот руля в обратную сторону, не дожидаясь окончания заноса, и закрепить этот рефлекс.
  5. Научиться согласовывать скорость вращения руля С характером затухания заноса и выравниванием автомобиля, чтобы как можно четче выходить в выровненное положение.

Надо ли выключать сцепление при заносе? Выключать его полезно. Однако нажать на педаль при заносе непросто. Кроме того, это затруднит водителю самое важное — быструю работу рулем. Поэтому получается, что самое разумное,— не трогая педаль сцепления, только слегка прижать педаль «газа» – двигаться «исподволь», когда двигатель и не тянет, и не тормозит. Чувствовать это и умело действовать педалью «газа» нужно тоже научиться.

Что делать при заносе автомобиля?

Занос возникает не сам по себе, типа ехали тихо-мирно, и вдруг – бац, – занесло! В большинстве случаев, занос возникает в результате ошибок водителя. Поэтому, раз уж занос произошел, надо исправлять именно то действие, в результате чего занос возник.

Если занос начался при резком торможении – первое, что нужно сделать – отпустить тормоз. Необходимо также направить передние колеса автомобиля по ходу движения, для чего повернуть руль в сторону заноса, конкретно – навстречу к багажнику автомобиля. В результате правильных действий задняя часть автомобиля начнет возвращаться на свое место, после чего нужно повернуть руль в другую сторону, чтобы выровнять передние колеса, причем поворачивать передние колеса следует немного раньше, чем выравняются задние колеса, чтобы не дай бог, не начался по инерции занос в другую сторону.

Если занос начался при нажатии на газ, необходимо сразу убрать ногу с газа, одновременно с этим крутить руль в сторону заноса (к багажнику), затем в другую сторону, выравнивая автомобиль.

Если занос начался на повороте. На повороте занос может начаться в случаях, если водитель резко нажал на тормоз, резко повернул руль, вошел в поворот на высокой скорости. Также занос может возникнуть, если просто резко отпустить педаль газа.

Тут немного сложнее. дело в том, что тут важно учитывать, какой автомобиль – с передним или задним приводом. На заднеприводном автомобиле нужно отпустить педаль газа, на переднеприводном, наоборот – добавть газку (в этом случае передние колеса должны вытянуть автомобиль из заноса). Одновременно с этими действиями орудуем рулем как обычно при заносе – сначала крутим руль в сторону багажника, затем выворачиваем его в другую сторону.

Конкретно: если чувствуем, что пошли в занос, нужно

Для заднеприводного автомобиля

  1. При начале заноса, когда багажник автомобиля пошел влево – поворачиваем руль в сторону заноса (навстречу багажнику), отпускаем педаль тормоза или газа (то есть то, что вызвало занос);
  2. выравниваем передние колеса по направлению к движению;
  3. за мгновение до начала возврата багажника в исходное положение начинаем крутить руль направо, пока багажник не возвратится в нормальное положение; руль в это время должен находиться в положении, необходимом для дальнейшего движения по траектории поворота дороги;
  4. прибавляем газ и продолжаем движение

Для переднеприводного автомобиля

  1. При начале заноса, когда багажник автомобиля пошел влево – поворачиваем руль в сторону заноса (навстречу багажнику), отпускает педаль тормоза и нажимаем на газ, увеличивая обороты двигателя, следя за тем, чтобы не было прокручивания передних колес, пытаясь вытянуть за передними колесами весь автомобиль.
  2. выравниваем передние колеса по направлению к движению, продолжая работать увеличенным газом;
  3. за мгновение до начала возврата багажника в исходное положение начинаем крутить руль направо, пока багажник не возвратится в нормальное положение; еще увеличивая газ, пытаясь вытянуть всю машину;
  4. в момент занятия багажника своего положения, руль уже должен находиться в положении, необходимом для дальнейшего движения по траектории поворота дороги; плавно уменьшаем газ;
  5. снижаем газ до обычного и продолжаем движение как ни в чем не бывало!

Вождению автомобиля с управляемым заносом надо учиться не один год. Но кто вам сказал, что завтра на дорогах вашего города начинаются “гонки на выживание”? Ведите машину с разумной скоростью, не делайте резких стартов и торможений, делайте плавные повороты, и никакого заноса не будет! А если он все же произошел, то простейшие заносы легко “лечатся”.

Чтобы благополучно выйти из заноса, следует сохранять хладнокровие и руководствоваться двумя основными правилами:

1. “Действие – Занос – Противодействие”. Поскольку практически любой занос происходит по неразумности какого-либо действия водителя, то первым делом надо исправить ошибку – необходимо сделать действие, обратное тому, которое привело к заносу (нажали тормоз – начался занос – отпустите тормоз, нажали газ – начался занос – отпустите газ, “крутанули” руль направо – начался занос – крутите руль налево и т.д.).

2. “Крути руль навстречу багажнику”. В 99% случаев в занос уходит именно задняя ось автомобиля, где и располагается его багажник (что касается оставшегося 1% случаев заноса, то об этом лучше не думать, так как с заносом передней оси или обеих осей одновременно осознанно умеют бороться только автогонщики, и то не всегда успешно). Если при заносе оставить руль в исходном положении, то не только задние, но и передние колеса окажутся под углом к продольной оси направления движения (рис. 133, поз. 2), а это уже может привести к полной потере управления автомобилем. Значит, надо направить передние колеса по ходу движения, и для этого руль придется повернуть в сторону заноса, то есть “навстречу багажнику”.

Допустим, занос начался после того, как вы резко нажали на педаль тормоза. Что теперь делать?

А ведь ответ у вас уже есть! Надо применить правила: “Действие – Занос – Противодействие” и “Крути руль навстречу багажнику”.

В данном конкретном случае это выглядит так: “Резко нажали педаль тормоза – Начался занос – Отпустите педаль тормоза!” и “Крути руль навстречу багажнику – налево! “, так как багажник вашего автомобиля пытается “обогнать” вас сейчас именно слева.

В результате этих действий “хвост” автомобиля начнет возвращаться на свое место (поз. 4). Только не забудьте опять “повернуть руль навстречу багажнику” (теперь – направо), чтобы передние колеса заняли положение для прямолинейного движения.

Поворачивать руль обратно следует с некоторым опережением. Передние колеса надо вернуть в положение прямолинейного движения чуть раньше, чем задние колеса вернутся на свое место (поз. 5).

Если вы передержите руль повернутым налево, то задняя часть автомобиля может по инерции “перелететь” на другую сторону и занос возобновится, но теперь уже направо.

Занос может возникнуть не только при резком торможении.

Например, если резко нажать на педаль “газа”, то на скользком участке дороги ведущие колеса автомобиля начнут проскальзывать относительно покрытия дороги, причем не только при старте с места, но и уже в движении. Поскольку коэффициент сцепления с дорогой у правого и левого колеса не может быть одинаковым, то машина начнет плавно отклоняться в одну из сторон.

Что делать в этом случае?

Да то же самое, что и в предыдущем! Резко нажали “газ” – произошел занос – отпустите “газ”! И одновременно с этим поработайте рулевым колесом, сначала в одну сторону (навстречу багажнику), а потом в другую.

Несколько сложнее бороться с заносом, который возник на вираже дороги. Для этого сначала надо вспомнить, на какой машине вы сейчас движетесь – на заднеприводной или переднеприводной?

Выход из заноса на вираже дороги: А – на заднеприводном автомобиле (например ВАЗ-2105); Б – на переднеприводном автомобиле (например ВАЗ-2110)

Например, автомобиль ВАЗ-2105 приводится в движение задними колесами, а ВАЗ-2110 – передними.

При обычной спокойной езде по дорогам практически нет никакой разницы в управлении этими автомобилями. Но в случае заноса разница огромна!

• На заднеприводном автомобиле надо убрать “газ”, а на переднеприводном, наоборот, – добавить “газу”!

На заднеприводном автомобиле нельзя давить на “газ”, иначе задние ведущие колеса будут активно уводить багажник вашего автомобиля в сторону от направления движения. Проще говоря, они “раскрутят” машину вокруг ее вертикальной оси.

Если же автомобиль переднеприводный, то, добавив “газу”, вы заставите передние ведущие колеса “вытянуть” за собой и задние колеса, и всю машину в целом.

А работа рулем всегда и везде остается прежней. Сначала надо крутить руль в одну сторону (навстречу багажнику, который хочет вас обогнать), а затем в другую (опять навстречу своему багажнику, который теперь возвращается на место).

И еще, запомните – во время заноса педали сцепления и тормоза трогать нельзя!

Теперь самое главное. До тех пор пока вы сами не почувствуете реальный занос, все вышеизложенное останется только красивой и, может быть, не очень понятной теорией.

Это намек на то, что надо бы попробовать. Но, если водительские права были получены вами только вчера, а зима уже “на носу”, то, наверное, в этом году не стоит упражняться в заносе, достаточно лишь водить машину с разумной скоростью и дистанцией, без резких стартов и торможений, всегда делая только плавные повороты.

А в начале следующей зимы найдите все-таки подходящее место и уже практически разберитесь с премудростью вывода автомобиля из заноса.

Последовательность действий водителя при заносе на вираже дороги

Автомобиль приближается к повороту дороги.

2. Начало заноса.

Варианты неразумных действий водителя: – резкий поворот руля,– резкое торможение,– скорость движения выше той, которая соответствует повороту данного радиуса. Занос может возникнуть и в том случае, если резко нажать или отпустить педаль газа.

Действия водителя по выводу автомобиля из заноса

Работа правой ногой

на любом автомобиле

на заднеприводном автомобиле

на переднеприводном автомобиле

3. Занос в стадии развития. Багажник автомобиля активно пошел влево.

Поворачивают руль в сторону заноса (навстречу багажнику).

Отпускает педаль тормоза или “газа”.

– отпускает педаль тормоза и переходит на педаль газа;– нажимает педаль газа и делает несколько повышенные обороты двигателя, не допуская при этом прокручивания передних колес относительно покрытия дороги;– пытается вытянуть вслед за передними колесами всю машину.

Читайте также:  Управление полноприводным автомобилем

4. Стабилизация положения автомобиля. Багажник замер в крайней точке смещения.

Выравнивают передние колеса в направление продолжения траектории движения.

Продолжает работать педалью газа, поддерживая повышенные обороты двигателя.

5. Начало возврата багажника в исходное положение.

За мгновение до начала возврата багажника в исходное положение начинают поворот руля направо (с некоторым опережением возвратного движения багажника).

Продолжает удерживать повышенный “газ”.

6. Приближение багажника к исходному положению.

Продолжают работу рулем направо, несколько опережая движение багажника.

Все еще отдыхает.

Немного прибавляет “газ”, пытаясь окончательно вытянуть всю машину вслед за передними колесами.

7. Стабилизация багажника в исходном положении.

В момент возврата багажника в исходное положение, руль должен уже находиться в положении, соответствующем продолжению траектории поворота.

Готовится к работе педалью “газа”.

Может начать плавное уменьшение “газа”.

8. Продолжение движения в намеченном направлении.

Удерживают руль в положении, соответствующем продолжению траектории поворота.

Как правильно действовать водителю при заносе в зависимости от типа привода автомобиля

Даже самые опытные водители не всегда в состоянии предотвратить такое явление как занос транспортного средства. И если уже автомобилист оказался в подобной ситуации, нужно уметь правильно из неё выбраться.

Некоторые автошколы учат справляться с заносом автомобиля, хотя на практике подобные уроки редко проводятся. Чтобы получить навыки такого плана, рекомендуется отдельно от автошколы пройти несколько уроков экстремального вождения.

Занос может возникнуть в любое время года, в различных ситуациях и с каждым автомобилистом. И здесь главное не паниковать, не отпускать руль, а постараться сделать всё, чтобы спасти положение, и хотя бы минимизировать возможные повреждения машины и исключить ущерб собственному здоровью.

Сначала важно понять, что такое занос автомобиля и каковы его основные причины. Знание факторов, способствующих изменению заданного движения машины, позволит минимизировать вероятность возникновения опасной ситуации. Человек будет учитывать причины, а потому не совершит распространённые ошибки.

Что это

Заносом называется движение автотранспортного средства, которое обусловлено боковым скольжением именно задней оси.

Зачастую занос встречается в ситуациях, когда водитель поворачивает, параллельно сильно нажимая на педаль акселератора или резко вдавливая в пол педаль тормоза. Если такие действия совершаются, задние колёса автомобиля тут же теряют нужное сцепление с дорожным покрытием. Отсюда и возникает скольжение, поскольку автомобиль цепляться за поверхность уже не может.

Стоит запомнить, что занос и снос являются двумя разными понятиями. Сносом называют иные ситуации, при которых возникает недостаточная поворачиваемость. Как результат, при вхождении в поворот сносит уже передние колёса, то есть переднюю ось.

Двигаясь прямолинейно, машина также способна легко уйти в занос, если имеются соответствующие провоцирующие факторы. Такое возможно, когда одна из сторон (правая или левая) автомобиля движется по поверхности, отличной от поверхности с другой стороны. Это можно наблюдать особенно часто зимой. Одной стороной автомобиль едет по асфальту, а другой цепляет снег, снежную кажу или лёд. Разница в степени сцепления становится причиной заноса.

Причины

Прежде чем учиться предотвратить такие ситуации, следует разобраться в причинах заноса автомобиля. Такие знания крайне важны для каждого автомобилиста. Даже теории порой достаточно, чтобы заранее предусмотреть потенциальные риски, и не совершать опасные манёвры.

Если вовремя не начать исправлять ситуацию, машина войдёт в так называемый неуправляемый или неконтролируемый занос. Тогда автомобиль будет закручиваться вокруг своей оси. В самой лучшей ситуации вас покрутит, и машина остановится. Но всегда есть вероятность вылететь с дороги, столкнуться с другими транспортными средства и спровоцировать серьёзное дорожно-транспортное происшествие.

Статистика наглядно показывает, что чаще остальных заносит машины с задними приводными колёсами. Но исключать такую вероятность на переднеприводных автомобилях также не стоит.

Что же касается того, почему заносит заднюю часть автомобиля, то существует несколько основных причин:

  • лопается и разрывается покрышка;
  • машина движется на слишком высокой скорости при плохом дорожном покрытии;
  • протекторы шин имеют высокую степень износа;
  • автомобилист слишком резко включает сцепление;
  • под колёсами оказывается песок, гравий и иные сыпучие материалы;
  • водитель наезжает на лёд или камень;
  • автомобилист совершает резкий поворот рулевого колеса;
  • давление в колёсах разное и сильно отличается от требуемых параметров;
  • вышла из строя или некорректно работает тормозная система;
  • водитель неправильно работает педалями;
  • руль дёргается из стороны в сторону и пр.

Причин действительно много. И большинство из них связаны непосредственно с ошибками самих водителей. Они недооценивают дорожную ситуацию, выезжают за пределы асфальта, пытаясь обогнать или совершить какой-то манёвр.

Любое резкое изменение коэффициента сцепления с дорожным покрытием практически наверняка приводит к возникновению скольжения с последующим заносом задней или передней оси. Помимо заноса и сноса передней оси, нельзя исключать потерю контроля сразу над двумя парами колёс. Выйти из такой ситуации уже куда сложнее.

Базовые рекомендации

Некоторые водители уверены, что после изучения теории о заносах и выходе из них они точно знают, как правильно действовать, и с ними такое не произойдёт.

Но практика показывает, что водитель уже обрекает себя на потерю контроля, только оказавшись за рулём. Есть базовые правила, о которых водители забывают. Именно их нарушение не позволяет применить все свои теоретические навыки.

  1. Посадка. Водитель должен принять максимально удобное положение в транспортном средстве. Не зря современные машины оснащаются специальными приводами и рычагами, позволяющими настроить кресло под свой рост, вес, длину рук и ряд других параметров. Это вопрос не только комфорта, но и безопасности. Чем удобнее водителю, тем меньше он будет отвлекаться на боли в спине или затекающие руки. А потому основное внимание уделяется ситуации на дороге.
  2. Положение рук. От этой привычки пафосно руль одной рукой нужно избавляться всем и сразу. Да, если вы стоите в пробке и постепенно передвигаетесь, имея в распоряжении коробку автомат, тогда одной рукой рулить ещё допускается. Но когда вы движетесь на высокой скорости, по плохой дороге, то обе руки обязаны находиться на руле. Причём располагать их следует максимально удобно и правильно. Чтобы вернуть контроль в заносе, важно каждое мгновение. А если руки расположить неправильно, повернуть в нужный момент и на требуемый градус вы попросту не сможете.
  3. Концентрация. Когда дорога скользкая, наблюдается плохая видимость, то отвлекаться от управления и контроля дорожной ситуации нельзя ни в коем случае. Постарайтесь сосредоточиться. Тогда вы значительно снизите вероятность потери управления.

Начните с этих базовых советов. Если их придерживаться, тогда вероятность вхождения в неконтролируемый занос существенно снизится.

Когда требуется быть начеку

Тут стоит принять тот факт, что в подавляющем большинстве случаев занос возникает по вине самого водителя. Очень редко вдруг лопается шина, и водитель теряет контроль над транспортным средством.

Есть несколько основных рекомендаций касательно того, когда следует быть наготове:

  • на дороге плохая видимость;
  • дорожное полотно утром покрыто инеем;
  • имеется лёгкое обледенение на дороге;
  • дорога усыпана снегом;
  • зимой снег постепенно таит, из-за чего превращается в снежную кашу;
  • вы знаете про сильную стёртость протектора;
  • есть проблемы с тормозной системой;
  • нарушена правильная работа рулевого колеса;
  • на машине не заменены сезонные шины.

Если автомобиль находится в состоянии, которое не позволяет уверенно передвигаться на высокой скорости и проходить все возникающие препятствия, сбавьте обороты двигателя, и не спешите.

Бывает так, что водитель не успел перейти на зимние шины, поскольку было тепло, и вдруг выпал снег. Приходится ехать на СТО на летней резине. А это крайне опасно. То же самое касается стёртого протектора, неисправных тормозов и рулевого управления. В таких ситуациях лучше обратиться за помощью к службам эвакуации. Они погрузят автомобиль на платформу и доставят в автосервис для последующего ремонта.

Но и полностью исправный автомобиль с новыми покрышками не всегда защищает от заносов. Здесь речь идёт сугубо об ошибках самого водителя, который не учитывает дорожную ситуацию, слишком полагается на электронику и забывает, что ездить по льду, мокрым листьям или лужам на высокой скорости, либо заезжая на них одной стороной машины, потенциально очень опасно.

Защита от заносов начинается с обучения правильного поведения за рулём. Чем лучше вы контролируете ситуацию, соблюдаете ПДД и учитываете состояние дороги, тем меньше вероятность столкнуться с необходимостью выходить из заноса.

Занос на переднеприводных автомобилях

Если вы эксплуатируете автомобиль, где привод приходится на заднюю пару колёс, здесь есть своя определённая последовательность действий при возникновении неконтролируемого заноса.

  1. Выжмите до упора сцепление, параллельно сняв ногу с педали газа.
  2. Если машина оборудована автоматической коробкой переключения передач, то тут будет вполне достаточно просто отпустить ногу с педали газа. Ведь педали сцепления в конструкции таких машин не предусмотрено.
  3. Работа ногами помогает вернуть сцепление на задние колёса. Так вы постепенно пытаетесь вернуть сцепку между дорожным покрытием и шинами автомобиля.
  4. Параллельно следует вывернуть роль в направлении совершаемого заноса.
  5. Если машину начинает разворачивать в направлении движения часовой стрелки, тогда рулевое колесо вращается в противоположную сторону.

Работа в заносе с заднеприводными автомобилями не такая сложная. Но зато машина с задним приводом заносит намного чаще. Потому при сложных дорожных условиях следует быть предельно внимательным.

Если у вас возник занос задней оси вашего заднеприводного автомобиля, старайтесь действовать строго в заданной последовательности. При заднем приводе машина менее устойчива к заносам на скользкой поверхности. На правильные и последовательные действия помогут избежать аварий или вылетов за пределы дорожного полона. А вот для переднеприводного автомобиля алгоритм действий несколько отличается.

Занос на переднеприводных автомобилях

Чтобы в завершении манёвра занос автомобиля не привёл к печальным последствиям, его нужно направить в нужную сторону. Тут есть свой способ по прекращению заноса, если привод идёт на переднюю пару колёс.

При работе передней оси, когда возник занос на повороте, для вашего переднеприводного автомобиля актуальными будут следующие действия:

  1. Выкручивайте руль. Вращать рулевое колесо следует в сторону, куда направлен занос.
  2. Особенностью переднеприводного автомобиля при заносе является то, что здесь не нужно поднимать ногу с педали газа. Нужный манёвр заключается в несколько иных шагах.
  3. В некоторых случаях, в зависимости от соизмерения усилия, требуется немного добавить тягу на передние колёса, то есть нажать на газ.
  4. Сила, прикладываемая к педали акселератора, напрямую зависит от степени нарастания заноса.
  5. Если вы только начали в него входить, более чем на 30% от хода педали давить на газ не нужно.
  6. Если это уже глубокий занос, тогда педаль акселератора придётся выжать в пол.

Выкручивание руля в сторону заноса

Чтобы ваши действия дали положительный результат, на внештатную ситуацию следует реагировать максимально быстро. Когда вас уже развернуло, это заносом считать вряд ли стоит. Вы перешли необходимую черту, позволяющую ещё выйти из заноса.

При правильных, последовательных и молниеносных действиях зачастую на переднеприводных машинах удаётся вытащить переднюю ось из возникающего заноса. Чем быстрее вы отреагируете на опасность, тем выше вероятность справиться с ней.

Полноприводные машины и их занос

Большинство простых автомобилистов и экспертов по экстремальному вождению сходятся во мнении, что выход из заноса на переднеприводных машинах является самой сложной задачей.

Главная проблема заключается в том, что педаль газа воздействует сразу на все 4 колеса транспортного средства. И на каждое из колёс приходится определённая доля крутящего момента, идущего на них от двигателя.

Здесь учитывается несколько важных характеристик:

  • тип используемого полного привода;
  • особенности настроек дифференциала;
  • выбранный режим управления полным приводом;
  • наличие или отсутствие системы стабилизации;
  • использование электронных систем безопасности и пр.

Потому можно с уверенностью говорить, что каждый полноприводный кроссовер или внедорожник требует индивидуального подхода к поиску оптимальных решений и действий для выхода из заноса.

Невозможность дать советы, которые наверняка помогут водителю справиться с заносом, если на машине предусмотрен полный привод. Но существует одно правило для всех. Заключается оно в том, чтобы вращать руль в сторону самого заноса. Что касается педали газа, то здесь приходится быть предельно внимательными и осторожными. Специалисты советуют выжимать педаль акселератора до того момента, чтобы не утратить тягу. Выжимать газ в пол, как в случае с переднеприводными автомобилями, либо снимать ногу с неё полностью, как на заднеприводных машинах, в случае с полным приводом нельзя.

Забудьте про тормоза

Многие автомобилисты, не обладая необходимыми навыками, либо просто по причине паники, при заносе сразу же пытаются спасти ситуацию путём нажатия на педаль тормоза.

Запомните одну вещь навсегда. Ни в коем случае при возникновении нельзя делать только одно действие. Это как раз нажатие на педаль тормоза.

Но логично спросить, почему это нельзя делать, ведь задача заключается в том, чтобы остановить машину и вернуть на нормальную траекторию движения. Ответ простой. Когда машину заносит, задние колёса разгружаются, то есть теряется сцепление. Если выжать тормоз, сцепление станет ещё хуже, поскольку такое действие увеличивает разгрузку.

Статистика упрямая штука. Она наглядно показывает, что примерно 90% водителей, которые сталкиваются с заносом, инстинктивно нажимают на педаль тормоза. Действительно сложно это не сделать, когда машину уводит с траектории впервые.

Чтобы не сделать ситуацию ещё хуже, опытные водители и специалисты по экстремальному вождению рекомендуют периодически напомнить себе про это важнейшее правило. А ещё лучше намеренно спровоцировать занос на пустом участке для тренировок, чтобы разработать навыки. Есть специальные площадки, позволяющие создавать занос автомобиля, тем самым учиться из него выходить. Такому учат на соответствующих курсах, посетить которые никогда не будет лишним.

Читайте также:  Можно ли ездить на разных шинах на передней и задней оси?

Занос действительно достаточно страшное явление. Особенно для тех, кто впервые сталкивается с потерей управления. Тут главное не паниковать, не бросать руль и не пытаться затормозить. Всё это лишь усугубит и без того сложную ситуацию.

Всегда помните о том, какой привод используется на вашем автомобиле. Это позволит чётко понимать последовательность правильных действий в случае возникновение внезапного заноса.

Ключевым условием успеха считается практика. Даже если вы закончили автошколу и успешно сдали практические занятия по езде в городе, прекращать тренироваться не стоит. Вам нужно учиться чувствовать и ощущать свою машину, прислушиваться к инерции, её поведению в поворотах, правильно работать педалями и коробкой передач.

Если вы хотите потренироваться и развить навыки контроля машины в заносах и сносах, рекомендуется делать это в зимний период. При летних заездах и искусственных заносах высока вероятность того, чтобы автомобиль начнёт быстрее изнашиваться. Подберите пустой участок, где ваши манёвры никому не смогут помешать. А если есть такая возможность, запишитесь на специализированные курсы. Там вам научат всем тонкостям экстремального вождения. Даже при постоянной эксплуатации автомобиля в городе подобные навыки точно лишними не будут.

Занесло на переднеприводном автомобиле: что делать, как вывести машину из заноса?

Если вы не относитесь к тем автолюбителям, что зимой предпочитают не ездить на своей машине, то вам точно известны ситуации, в которых автомобиль очень сложно и даже практически невозможно удержать, его заносит и всячески крутит по дороге. Возникновение подобных случаев, водителя, что называется, не выбирает, хотя в большинстве случаев от него все и зависит.

Соблюдение скоростного режима, адекватно состоянию дорожного покрытия поможет избежать неприятных ситуаций, но если все же случилось, то нужно быть к этому готовым на все 100%.

Поэтому, предлагаем вашему вниманию несколько способов управления машиной в экстремальной ситуации. Это будет полезно знать каждому садящемуся за руль. Сначала может показаться, что это сложно. Но нет. Самое верное условие, которое всегда работает – тренировка, тренировка и снова тренировка.

Уточним, что переднеприводные автомобили встречаются очень часто. Многие автолюбители предпочитают именно передний привод. Почему? Эти авто уверенно держатся на дороге, двигаясь по прямой.

Хорошо заходят в повороты, и редко буксуют. В действительности так оно и есть! У переднеприводных “железных коней” превосходная курсовая устойчивость. Это добавляет автомобилисту, особенно начинающему чувство уверенности в своих способностях.

У переднеприводных авто вес двигателя равномерно распределен на передние колеса, что благоприятствует более уверенному сцеплению ведущих колес с дорожным покрытием. Если колеса пробуксовывают, то у водителя всегда есть подстраховка. Поскольку, если передние колеса являются ведущими, то шанс зацепиться, хотя бы за что-нибудь, есть всегда.

Однако бывают моменты, когда, например, на обледенелом повороте автомобиль становится неуправляемым. Водитель крутит руль, но тщетно. Машина не реагирует на управление и катится по прямой. На практике, чаще всего, начинающий водитель пытается крутить руль сильнее. В итоге, когда он понимает, что он никак не может повлиять на ситуацию, то резко начинает давить на тормоз.

Стоит отметить, что подобные действия приводят к окончательной потере какого-либо контроля над ситуацией. Поэтому, самое главное, что можно посоветовать в подобной ситуации – постоянно держать ногу на педали газа. Впрочем, это не единственная правильная ситуация. Теперь обо всем подробнее.

Для начала, нужно заучить одно правило: если произошел снос передней оси, для возврата колес на первоначальный курс, следует обеспечить занос задней части машины в сторону, противоположную направлению заноса.

Поясним, что речь зашла о “полицейском развороте”. Это когда водитель разворачивает авто на месте вокруг задней или передней оси. Этот занос можно выполнить различными способами, которые зависят от того, с какой скоростью вы двигаетесь. Если скорость невысокая, то необходимо кратковременно заблокировать задние колеса с помощью ручника или нажав на тормоз. При этом едаль газа нельзя отпускать ни при каких условиях! “Газку”, лучше всего, немного прибавить.

Чем управление скольжением переднеприводного автомобиля разнится с управлением заднеприводным автомобилем: колеса автомобиля всегда должны смотреть в сторону движения, но никогда! в другом направлении. При скоростях движения до 50 км/ч данным правилом можно пренебречь, поскольку непродолжительный по времени поворот “баранки” в сторону заноса может способствовать направлению автомобиля по нужной траектории. Потом прибавьте газу чтобы окончательно выравнить движение автомобиля.

Если же скорость движения автомобиля превышает 50 км/ч, то действовать необходимо иначе. У переднеприводных машин заднюю ось заносит при резком сбросе газа, что является следствием того, что двигатель и трансмиссия подтормаживают передние колеса, при этом задние продолжают вращаться без помех.

Водитель с маленьким опытом вождения, испугавшись обледенелого поворота, в панике бросает педаль газа. Водители со стажем в подобных случаях не советуют этого делать. Правильным будет сбросить газ на короткое время. Это изменит положение машины.

А как только заднюю часть машины начнет заносить, достаточно будет набрать скорость и войти в обледенелый поворот. Для тех, кто только недавно получил права, это сделать совсем непросто. Этот момент луче потренировать на специализированных курсах. Если машину на приличной скорости начинает заносить, то вместо того, чтобы жать педель тормоза, нужно прибавлять скорость.

Поэтому еще раз остановимся на том, что водитель должен сделать. При резком сбавлении скорости заднюю ось сносит. Сейчас водителю необходимо вывернуть руль в сторону заноса и прибавить скорости. Помните, смотреть нужно только в ту сторону, куда едете! Никогда не смотрите туда, куда машину сносит.

Если машину начало заносить, делайте, как рекомендуют автогонщики – педали сцепления и тормоза уверенно жмите В ПОЛ! Подобные телодвижения помогут выдернуть авто из вращения. Двигатель при этом будет продолжать работать, а значит, вы сможете оперативно покинуть встречку, если вы вдруг на ней оказались.

Резкое торможение может спровоцировать занос даже на прямой и абсолютно ровной дороге, если она мокрая или хотя бы немного обледенела. Поэтому с педалью газа нужно работать плавно и дозировано.

Вообще, избегайте резкости при управлении автомобилем! Но при заносе действия водителя должны быть быстрыми и решительными. Чем быстрее получится вывернуть “баранку” в направление заноса, тем увереннее автомобиль вернется на прямой курс. Это прямая взаимосвязь. Как только траектория движения выровнена, начинайте крутить “баранку” в обратную сторону, для исключения дальнейшего заноса.

Конечно, если есть такая возможность, то нужно тренироваться на специально подготовленной для таких тренировок площадке. Попробуйте специально спровоцировать занос машины. В случае успеха можете быть уверены, что любые реальные (не дай Бог) заносы в пути следования вам будут “по плечу”, при условии соблюдения скоростного режима, конечно.

Избегайте обгонов на мокром, ледяном и заснеженном дорожном полотне. Если двигаетесь в гору, то передвигайтесь на одной передаче до самой вершины, без переключений. На спуске давите на тормоз плавно и не очень сильно, чтобы не допустить блокировки колес и потери сцепления с дорогой.

Помните о пешеходах. При переходе дороги, люди могут нечаянно упасть. Не стоит пугать их излишне резким сигналом и светом. Сбавляйте скорость движения до минимальной у детсадов и школ.

Как справиться с заносом — инструкция «За рулем»

Современные автомобили оснащают множеством электронных помощников. ABS, ASR, ESP, Brake Assist и другие в случае непредвиденной ситуации на дороге подстрахуют, выручат. Но слепо доверять электронике нельзя. Водитель сам должен уметь выходить из трудного положения, иначе ДТП не предотвратить. Более того, порой электроника может не помочь, а, напротив, помешать.

Чаще всего аварийные ситуации возникают из-за сноса или заноса автомобиля. Для начала определимся в понятиях. Занос — это нарушение движения автомобиля вдоль продольной плоскости колес. То есть когда начинает «гулять» задняя ось. А снос — это когда корректировки требует уже передняя ось машины.

Задний привод

Это классика. Ведущие колеса сзади, они толкают машину вперед, а поворачивают передние. Вот почему в повороте, как только водитель поворачивает руль, чтобы зайти в вираж, и резко нажимает газ, ведущие колеса срываются в пробуксовку и задняя ось стремится обогнать переднюю. Так и возникает занос. Бороться с ним нужно прежде, чем машину развернет на 180 градусов. Для этого поворачиваем руль в сторону заноса и плавно убираем тягу, то есть отпускаем педаль газа.

И ни в коем случае не жмем на тормоз! Это только усугубит ситуацию.

Главное здесь — не замешкаться, работать рулем с опережением. Иначе автомобиль не стабилизируется после заноса, а пойдет в другой, потом в третий. Это называется ритмический занос. С каждым разом его амплитуда возрастает, и отловить машину становится все труднее. Особенно, как несложно догадаться, в зимнее время. Кончается это, как правило, плачевно — в кювете или на встречке.

Вот так ритмический занос выглядит в теории.

  • А вот так — на практике.

  • Чтобы снизить риск возникновения заноса на зимней дороге, необходимо соблюдать скоростной режим, тормозить до поворота и загодя выбирать передачу, на которой вы этот поворот хотите проехать. Если дорога скользкая, лучше предпочесть передачу пониже, а автоматическую коробку перевести в ручной режим и выбрать, скажем, третью или вторую передачу.

    Работать педалями нужно плавно, но если необходимо быстро сбросить скорость перед поворотом, жмите на тормоз энергично и смело. Система ABS не даст колесам заблокироваться. Антиблокировочная система не сокращает тормозной путь, как это нередко ошибочно утверждают, но позволяет сохранить контроль над автомобилем. А значит есть шанс, повернув руль, уйти от препятствия или встречного автомобиля. Сократить тормозной путь способна система Brake Assist — усилитель экстренного торможения. Электроника увеличивает давление в тормозной системе, не дожидаясь от водителя полного нажатия на педаль. Это позволяет начать торможение чуть раньше, причем с максимально возможной интенсивностью.

    На многих современных машинах независимо от типа привода есть и система курсовой устойчивости ESP. Она препятствует развитию заноса или сноса автомобиля. Безусловно, система полезная и поможет в трудной ситуации, но, увы, не панацея от всех бед. Если водитель перебрал со скоростью на входе в поворот, электроника сначала подтормозит ведущие колеса, а затем уменьшит подачу топлива, и вывести автомобиль из заноса газом окажется невозможно. Водитель превращается в зрителя.

    В большинстве современных машин есть функция отключения системы ESP. Либо кнопкой, либо через меню борткомпьютера. Как правило, отключается при этом не сама система стабилизации, а противобуксовочная система ASR. Последняя работает совместно с ESP, ABS и прочими электронными помощниками. Отключать ASR надо, если машина застряла в сугробе или не может заехать в скользкий подъем. Тогда электроника не будет подтормаживать ведущие колеса, и преодолеть подъем будет проще.

    Передний привод

    Этот тип привода самый популярный. Занос на переднеприводной машине возникает по той же причине, что и на заднем приводе. Резко дернул руль или затормозил — добро пожаловать в кювет!

    Тянут и поворачивают машину тут передние колеса, потому главное правило — ни в коем случае не бросать газ. Даже если корма «пошла гулять» куда-то вбок — не страшно. Передние ведущие вывезут как на прямой, так и в повороте. И вновь важное правило — не трогайте тормоз, развернет!

    На выходе из поворота, если перебрали с газом, переднюю ось может начать сносить на внешнюю часть виража. Пугаться не надо: на краю дороги снег, и шины за него зацепятся, остановив скольжение. Но лучше до этого не доводить, а поднять ногу с педали газа. Таким образом, водитель загружает передок автомобиля и повышает прижимную силу и, как следствие, сцепление за счет «торможения двигателем». Это позволяет стабилизировать машину и уменьшает вероятность сноса передней оси. Помните: чем меньше скольжений, тем стабильнее машина и безопаснее движение.

    Полный привод

    У полноприводных автомобилей множество вариантов конструкций, которые в той или иной степени влияют на управление. Скажем, на машинах с подключаемой передней осью (таких как Volkswagen Amarok, Toyota Fortuner, Isuzu D-Max) можно воспользоваться приемами, актуальными для заднеприводных машин. Автомобили с вискомуфтами (Toyota RAV4, Honda CR-V, Ford Kuga) позволяют остановить задние колеса стояночной тормозной системой и воспользоваться некоторыми приемами для вождения переднеприводной машины. Есть и общие приемы управления: про тормоз в скользком повороте вновь забываем, поворачиваем руль в сторону заноса и держим газ. Отпустите педаль — и машина тут же заскользит наружу поворота всеми четырьмя колесами.

    Полноприводный автомобиль до последнего цепляется за дорогу. Он самый стабильный из всех трех типов привода. Но срыв в скольжение происходит резко, и это надо учитывать. Работать газом в любом случае нужно плавно. При достаточной тяге машина останется управляемой.

    Приемы контраварийного вождения применяют для исправления ошибки, которую водитель уже совершил. Не доводите до нее, прогнозируйте ситуацию наперед. Если зимняя дорога плохо очищена/освещена/просматривается или на ней лед, а впереди крутой поворот- заранее сбавьте скорость и будьте внимательны. Удачи на дорогах!

  • Ссылка на основную публикацию